Нынешняя пандемия коронавируса не является основанием для того, чтобы убивать целые отрасли. Более того, опасность этого вируса в изрядной степени преувеличена и имеет за собой скорее коммерческую подоплеку узкого круга участников рынка, губительную для государств. Уверенность в этом высказал порталу sb.by известный белорусский эксперт-политолог Алексей Беляев.
Алексей Беляев считает, что в рассуждениях и оценках влияния вируса на жизнь общества следует выделить несколько направлений:
- С одной стороны, борьба за сохранение здоровья, человеческого потенциала – это очень важная деятельность. Человек, его жизнь и здоровье являются важнейшим приоритетом. Но в то же время, когда мы говорим о нынешнем коронавирусе, нельзя не отметить определенное преувеличение его негативного влияния на человека. Мы видим, что значительная часть общества, особенно молодого, находящегося в трудоспособном возрасте, если и подвержена влиянию вируса, то без серьезных последствий. То есть даже если заболевают, то переносят это заболевание в легкой форме, а то и вовсе бессимптомно.
Однако опасность вируса сегодня весьма раздута в средствах массовой информации. По мнению политолога, это приводит прежде всего к негативному влиянию на ситуацию в экономике:
- Еще до того, как была объявлена пандемия, в конце февраля – начале марта, делались весьма неутешительные макроэкономические прогнозы и говорилось о том, что за 2020 год мировые потери экономики могут составить более 1,1 триллиона долларов. Огромные потери предрекались – и как мы видим, это начало сбываться – в таких отраслях, как транспорт, туризм. Это ведет и к огромнейшим финансовым потерям, и к массовым сокращениям персонала, и к ликвидации целых бизнесов. Насколько это оправдано в плане противодействия вирусу? Мне кажется, вирус не является основанием для того, чтобы убивать целые отрасли. Обратите внимание: остановившееся в Китае производство повлекло за собой остановку всех кооперационных цепочек, остановило автомобильное производство в Европе. Падение же спроса со стороны Китая на нефть обвалило цены на нее. Кроме того, происходит падение стоимости иных сырьевых ресурсов, металлов.
Вывод из складывающейся ситуации, по мнению Алексея Беляева, просто очевиден:
- Для Беларуси было бы катастрофой в таких же масштабах терять наши производственные мощности, поскольку мы ориентированы на выпуск реальной продукции. 60% нашей экономики – это по сути экспорт. К тому же, как мы видим, даже при не введении драконовских мер, как в соседних странах, мы с эпидемиологической точки зрения обеспечиваем довольно низкий уровень заболеваемости. Это означает, что система здравоохранения в принципе работает и необходимости введения жесткого карантина с остановкой всех промышленных предприятий у нас попросту нет.
Да и глобальная опасность коронавируса эксперту представляется весьма преувеличенной:
- Если посмотреть на реальные последствия того же коронавируса, нельзя не заметить, что смертность присутствует - но в основном в «группе риска», среди людей старшего возраста. И смертность составляет порядка 3%, не более. То есть нельзя говорить о том, что коронавирус - некая современная чума, выкашивающая целые города и области, как было в средневековой Европе. Влияние вируса значительно преувеличено - и скорее всего, это было даже сделано сознательно. Это попытка ударить по мировой промышленности, возможность для определенных спекулянтов сыграть на панических настроениях на фондовых и сырьевых рынках. То есть сегодня информационная кампания по раздуванию опасности вируса значительно превосходит его реальные последствия. Для кого-то это возможность сделать капитал, но для основных отраслей реальной экономики это серьезный удар. И страдают от него в первую очередь страны, ориентированные на товарное производство.