Нити сотрудничества
Мы приехали на «Камволь» как раз в тот день, когда там находилась делегация из Узбекистана.— С этой страной у нас много проектов, — рассказала после завершения переговоров Юлия Гринчик. — Сотрудничаем уже на протяжении десяти лет, но в последнее время наши взаимоотношения развиваются активнее. Основной проект, который из года в год повторяется и увеличиваются его объемы, — это поставка тканей специального назначения в адрес ведомственных структур Узбекистана. В 2024-м запланирован объем, значительно превышающий поставки прошлых лет. Так происходит, безусловно, благодаря работе глав государств, которые очень позитивно общаются, что дает толчок и бизнесу отдельных предприятий.
Второе направление сотрудничества — проект по поставке и использованию белорусских тканей с небольшим содержанием шерсти в пошиве школьной формы для учащихся Узбекистана.
— Мы предложили нашим партнерам семь видов ткани, получили от них эскизы школьной формы и уже их отшиваем, — продолжает Юлия Александровна.
В Узбекистане, как и в нашей стране, идет постепенное внедрение определенного формата школьной формы.
— Думаю, это правильно. Школьники во времена СССР ходили в единой форме. Это не только дисциплинировало, но и было удобно, не вызывало вопросов по поводу здоровья детей — у них не возникало аллергии на ткань. К такому опыту нужно возвращаться, — считает гендиректор ОАО «Камволь».
Но вернемся к сотрудничеству с Узбекистаном. Третий проект, который обсуждался на предприятии с узбекскими коллегами, — создание совместных кооперационных связей.
— В Узбекистане почти 34 миллиона населения, много людей с рабочими специальностями. В Беларуси сегодня наблюдается дефицит рабочих рук почти во всех отраслях. Наша молодежь стремится больше работать в сфере услуг, рабочие специальности утратили у них свою популярность, — констатирует Юлия Гринчик. — Поэтому пока внутри Беларуси разворачивается профориентационная программа, мы рассматриваем возможность пошива изделий из нашей ткани на территории Узбекистана их швеями. Это будет обоюдовыгодное сотрудничество. Мы получим необходимый нам объем продукции с умеренной ценой услуги, а нашу продукцию, ткань, сырьевую базу будут видеть в Узбекистане — своего рода популяризация на рынке.
Названные проекты касаются только одной страны — партнера «Камволя».
Всего же предприятие ведет поставки в 12 государств. В прошлом году на экспорт было реализовано 1519,1 тысячи погонных метров ткани. В стоимостном выражении объем экспорта продукции предприятия составил 10,8 миллиона долларов.— Думаю, что в этом году у нас будут более значимые достижения в области экспортных поставок. Мы к этому идем, — сообщает Юлия Александровна. — За счет чего? Предприятие развивается в плане расширения своего ассортимента. На рынке тканей специального назначения работаем давно. Однако гражданский сектор тоже хочет красиво одеваться. Поэтому планируем расширить перечень суконных тканей пальтовой группой, камвольных тканей — тканями бизнес-класса, тканями с вложением вискозы, тканями типа «Шанель». Единственным сдерживающим фактором является то, что сама пряжа для некоторых видов тканей нами закупается. И, как правило, в Индии и Китае. Логистическое плечо накладывает временной фактор. Но в целом проект реализуется успешно. Уже сегодня мы ждем первую партию поливискозы и в марте начнем выпуск ткани. Она будет бесперебойно поступать в сеть и в адрес швейных предприятий.
Помимо этого, на «Камволе» планируют расширить объемы выпуска собственных коллекций швейных изделий, произвести в 2024-м их в два раза больше, чем в предыдущем.
Работа на эффективность
Задачи, которые ставит перед собой управленческая команда «Камволя» на этот год, довольно амбициозные. Но Юлия Гринчик, возглавившая открытое акционерное общество в начале 2024-го, уверена, что все по плечу:— Для этого предприятия я человек не новый, проработала здесь с 2017 года почти пять лет заместителем генерального директора по коммерческим вопросам. Как никто другой люблю продукт, который все это время продавала, и коллектив, в котором работала. Сегодня, вернувшись на предприятие в роли генерального директора, считаю это не повышением. Я вернулась в команду и хочу вместе с ней достигнуть хороших результатов. Это будет работа на эффективность. Предприятие мне дорого, в свое время я отдала много сил, чтобы продвинуть продукт, и сейчас продолжу это делать.
А делать это непросто, потому как конкуренция на рынке высокая. Сейчас сложно создать уникальное предложение, потому что все предприятия развиваются динамично, инновационно, идут в ногу со временем.
— Но «Сделано в Беларуси» — это уже бренд, который помогает продажам на мировых рынках. За это огромное спасибо руководству страны за проводимую политику, всем нашим производителям: у белорусов есть своя отдельная ниша, свой потребитель, — отмечает Юлия Александровна.
Более того, на территории Беларуси немало предприятий, которые удалось не только сохранить с советских времен, но и вывести с помощью господдержки на совершенно новый уровень. «Камволь» в их числе.
— Мы уникальные на постсоветском пространстве. Аналогов такого предприятия, как у нас, попросту нет. Даже европейские производители аналогичного уровня, попадая к нам на производство, восхищаются уровнем технической оснащенности, который есть у нас. А также тем уровнем чистоты и комфорта, которых мы придерживаемся. Очень приятно, что такое предприятие есть именно у нас в стране, — подчеркивает руководитель. — А еще наша уникальность в том, что при производстве тканей используются исключительно натуральные волокна. Мы перерабатываем шерсть — тот продукт, который, возможно, где-то и утратил свою популярность, но необходим населению. Натуральность и качество — это наши сильные стороны. Думаю, что пройдем сквозь годы, но останемся «Камволем».
К слову, «камволь» в переводе с немецкого означает чесаная шерсть.
— Такой технологической цепочки, как у нас, нет нигде в мире. На «Камволе» собрано все лучшее в текстильном производстве, что есть на сегодня, — не без гордости говорит глава предприятия.
Три в одном
У «Камволя» в настоящий момент несколько производств: чесально-прядильное, ткацко-отделочное и суконное. Последнее — новое.— Инвестиционный проект был реализован в 2022-м. Указом Президента № 505 «Об организации производства суконных тканей в ОАО «Камволь» от 31 декабря 2019 года на модернизацию суконного производства были выделены средства. Приобрели более 70 единиц технологического оборудования от лучших европейских производителей, победивших в процедуре закупки. Своими силами оно было установлено и запущено. Сейчас на нем работают специалисты, начался выпуск продукции. Те позиции, которые во время Советского Союза выходили со Знаком качества, мы уже начали производить, — рассказывает заместитель генерального директора по производству Артем Смуклавский.
В 2024-м суконное производство должно выйти на проектную мощность — миллион погонных метров в год. Пока ежемесячно выпускаемый объем прирастает на 5—10 процентов.
— Параллельно привлекаем кадры, обучаем. На рынке труда конкурируем с белорусскими производственными гигантами. Колледжи на сегодня не могут обеспечить в таком количестве обученными кадрами, поэтому у нас создана система обучения с нуля: к человеку, который хочет здесь работать, закрепляем специалиста-наставника. Затем от месяца до полугода длится обучение. После принимаем экзамен. Можем раньше, если слушатель быстрее освоит программу, — информирует Артем Аркадьевич.
Кстати, центр компетенций на «Камволе» создали по поручению заместителя Премьер-министра Петра Пархомчика. На его базе также будут организованы практические занятия для людей, получающих профильное образование по программам профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
— Многие предприятия прошли модернизацию, и наверняка им тоже проще готовить кадры у себя. Например, в колледже учащегося обучили по специальности «механик». Но это общая профессия. А у нас в каждом технологическом оборудовании есть свои нюансы. Поэтому берем выпускников колледжей и обучаем на своем технологическом оборудовании. У нас такого только на основной цепочке более 100 единиц. А это своя специфика, свои нюансы. Специалиста надо вырастить, — считает Артем Смуклавский.
Кроме того, в центре компетенций планируется проведение корпоративного обучения работников предприятия.
Главный инженер Александр Блащеница готов тут лично преподавать, поскольку за годы работы на фабрике ОАО «Сукно», а затем в ОАО «Камволь» приобрел бесценный опыт, которым готов делиться:
— Иногда в разрезе смены на суконном производстве по выпуску полуфабриката вижу, что уже выходим на проектную мощность. Сейчас главное — доукомплектовать все места, занять смены. Делаем это за счет внутренних кадровых резервов.
Контроль на всех этапах
Все достижения предприятия неразрывно связаны с высоким качеством выпускаемой продукции. За него, стоит отметить, в активе «Камволя» немало наград, в том числе международных. Система качества регулируется 40 стандартами организации, пятью рабочими инструкциями, разработанными с учетом основных требований к системе менеджмента качества. Словом, за качеством здесь следят строго.— Работаем на опережение, контролируем сырье, материалы, химикаты и красители, которые к нам поступают. Ведь качество сырья очень сильно влияет на качество конечного продукта. Все должно соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов. Точно так же, как и выпускаемая нами продукция соответствует требованиям ГОСТ и техническому регламенту таможенного союза (ТР ТС), — констатирует начальник управления качества ОАО «Камволь» Евгения Мисуно.
Готовая продукция тщательно проверяется перед выпуском из производства. Во-первых, осуществляется ее визуальный контроль на соответствие ГОСТ. Во-вторых, она тестируется по физико-механическим показателям в химической лаборатории.
— Мы постоянно подтверждаем свою декларацию о соответствии требованиям ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Ткани передаются аккредитованной лаборатории, которая их исследует и выдает официальное подтверждение соответствия требованиям Технических нормативных правовых актов, предъявляемым к тканям, — продолжает Евгения Сергеевна, добавляя, что уже получен сертификат суконной продукции собственного производства на выпускаемый ассортимент.
Качество готовой продукции проверяет контроллер качества отдела технического контроля. За качество в производстве отвечают инженеры-технологи, специалисты лабораторий, а также каждый работник постоянно оценивает процесс, поскольку лично заинтересован в выпуске качественной продукции.
Перед тем как покинуть предприятие, интересуемся у гендиректора: какой продукт ОАО «Камволь» будет бороться за Государственный знак качества?
— Думаю, ткань, ведь это наш основной продукт. А вот с каким составом и плотностью, нам еще предстоит решить. Сейчас ведем разработки, а потом экспертным мнением выберем один из вариантов, — отвечает Юлия Гринчик.
statkevich@sb.by