Как реагируют наши производители на введенное Беларусью эмбарго в отношении импортных продуктов

Белорусское ищут сами торговые сети


Тема контрсанкций в ответ на недружественные действия наших соседей по-прежнему остается одной из главных в информационном поле. Принимая с докладом Премьер-министра Романа Головченко, а также руководителей «Беларуськалия» и БКК, Президент сказал: «Мы готовы к тому, чтобы договариваться. Но если они и дальше будут нас давить, значит, мы задействуем тот план, который у нас есть. Пусть потом не обижаются. А народы Литвы, Польши и других государств должны понимать, что мы просто отвечаем на эти вызовы». Напомню, что в ответ на предыдущие пакеты санкций с 1 января наша страна ввела продовольственное эмбарго на ряд товаров из государств, которые известны недружественными действиями в отношении Беларуси. С тех пор прошел месяц. Чем аукнулась эта мера нашим производителям, в том числе фермерам, как отреагировали торговые сети? В последние недели благодаря участию в диалоговых площадках и встречах с избирателями в Рогачевском, Кормянском и Жлобинском районах, а также общению с коллегами из других регионов я аккумулировал определенную обратную связь от людей и хочу поделиться. 

Первый и главный эффект от введения эмбарго — торговые центры повернулись к местным производителям. А ведь до этого вход на этот рынок зачастую был непростым. К примеру, выставлялись трудновыполнимые условия: доставлять небольшие партии, самим раскладывать на прилавки товары и так далее. Некоторым производителям выгоднее было иметь дело с россиянами. Сейчас оживился весь рынок: от предприятий до фермеров и частных предпринимателей. Причем продукцию белорусского производства ищут сами торговые сети. Мы видим ее и на прилавках магазинов. Важно и то, что закупочная цена на овощи, тот же картофель и лук, остается относительно высокой: за бульбу дают 70—80 копеек, килограмм яблок — около рубля. Проснулись, если можно так выразиться, даже переработчики нетоварного сырья. К примеру, один из гомельских производителей забирает из Рогачевского района некондиционный мелкий картофель и перерабатывает его в пюре. Очевидно, что к весне в любых местах хранения есть подобная некондиция. Это актуально и для фруктов, тех же яблок, которые забирают кондитерские предприятия. 

Второй вопрос, который волнует аграриев: сколько продлится действие эмбарго? Напомню, что только за десять месяцев прошлого года мы импортировали из попавших под контрсанкции стран продтоваров и продуктов питания на более чем 530 миллионов долларов. Сейчас, чтобы организовать импортозамещение, производители думают об увеличении площадей под овощи и другую продукцию. Приведу цифры: за последние пять лет площади, занятые под посадку картофеля, сократились у нас в стране с 55 до 25 тысяч гектаров. Почему это произошло? Ответ легко найти, побывав в магазинах: его привозили из Египта, Польши, стран Балтии и Турции. Можно было найти бульбу из любой страны. Но вот белорусская, если и присутствовала, то зачастую уступала зарубежной по внешнему виду. Похожая ситуация и по другим овощным культурам: площади, занятые под них, сократились за пять лет с 20 до 14 тысяч гектаров. В сущности, это не такие большие цифры, все исправимо. Вполне возможно при таком количестве земель обеспечить себя и картофелем, и овощами даже в неурожайный год. Но не зря фермеры спрашивают: как быть дальше — увеличить площади или ждать отмены санкций? Ведь у каждого есть свой наработанный рынок сбыта. 

Отвечая на этот вопрос, рассуждаю так. Во-первых, это зависит от поведения наших соседей. Во-вторых, давайте посмотрим на опыт России, где контрсанкции на продукты введены в 2014 году. Все эти годы у них наращиваются посевные площади, даже распахивают неиспользуемые земли. У нас уже заложены прекрасные сады: плюс 30 тысяч гектаров за последние пять лет, и продолжаем прибавлять по 300 гектаров в год. В стране есть и хранилища для овощей, фруктов, а вот, к примеру, государственных заводов по переработке картофеля на крахмал в той же Гомельской области нет. Нужно просто переключаться на новые виды продукции, грамотно распределять семена и средства защиты, поддерживать своего производителя. 

Отмечу, что фермеры не раз поднимали на встречах вопрос об отмене тендеров на поставки в наши организации образования, здравоохранения, санатории. Не у каждого фермера есть экономист в штате, чтобы грамотно подготовить документы для участия в них. При этом есть установленные государством закупочные цены. Почему бы не использовать этот механизм? Заботой соответствующих ведомств должна стать поддержка отечественных производителей.

Сейчас нам стоит думать также и о том, как накормить не только себя, но и соседей, к примеру Россию и Казахстан. Вопросы, которые всех интересуют, — интеграция с Россией в части документации, упрощение получения сертификатов на продукцию. Если прежде наши партнеры опасались контрафакта, так как у них были санкции, а у нас — нет, то сейчас условия одинаковы. 

И еще одна ремарка. От введения эмбарго выиграли не только производители, но и потребители. Почему? Приведу нетривиальное доказательство. Экспорт белорусских продуктов в Китай сильно вырос, а наши китайские партнеры очень серьезно относятся к качеству. Перед тем как что-то покупать, они отправляли на предприятия своих специалистов и изучали статистику. Сколько молока от коровы? Если в рамках нормы — будем брать, если биологическая норма превышена — нет. Это условный пример, но главное — там ценят здоровье, качество. Если польское яблоко лежит больше года и не портится, возникает логичный вопрос: а нам оно нужно? На мой взгляд, надо думать прежде всего о здоровье нашей нации и экономических интересах.

Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по аграрной политике.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter