Лишиться литовского ВНЖ? Запросто

Белорусов выгоняют из Литвы

Шанс остаться есть только у тех, кто ничем не брезгует

В соседней Литве совсем тоскливо: доходы граждан продолжают падать, налоги растут, а руководство страны то войной бредит и эвакуацию всей страны планирует, то Украину продолжает спасать, то агентов вражеской разведки среди иностранцев ищет.

При этом в середине 2024 года 15 процентов литовцев были не в состоянии купить продукты питания. А более полумиллиона не могли оплатить аренду жилья и коммунальные услуги и жили в долг. И это местная статистика — сами посчитали, сами опубликовали в свободном доступе. Напомню: всего в Литве живет около 2,9 миллиона человек и это европейская страна, где люди не могут купить себе еду…

Отношение к своему нынешнему правительству литовцы продемонстрировали в воскресенье в первом туре парламентских выборов... 

Во время выборов в Вильнюсе, 13 октября 2024 года. 

Пренебрежение справедливостью

О том, что в Литве с каждым днем все хуже, говорят и белорусы. Даже те, кто выехал туда по работе и пока еще ее не потерял. Жизнь дорожает, а вылететь из страны и лишиться всего можно в течение получаса — литовский департамент госбезопасности видит угрозу даже в птицах, которые летят из Беларуси.

А тут прямо в Литве много лет живут, работают, платят налоги, женятся и рожают детей люди, которые десятки лет назад в обменнике пару месяцев поработали. Национальная безопасность под угрозой, обморочно шепчет ДГБ, узнавая такие «компрометирующие» подробности, и отбирает у белорусов виды на жительство. Даже постоянные.
И новые Вильнюс не сильно хочет выдавать — проверяют наших сограждан с момента рождения, находят какую‑нибудь спортивную секцию, в которую человек в детстве ходил, — и прощай не только возможность въехать в страну, но и уже выданный ВНЖ. Да и Литва тоже прощай: с 1 июля 2024 года решение об аннулировании ВНЖ вступает в силу сразу же — белорус должен покинуть Литву в течение 14 дней. И не важно, подал он жалобу в литовский суд или нет.
И, конечно, не добавляет литовцам любви к белорусам наша беглая оппозиция, пустившая корни в стране. Потому что, угнездившись где‑нибудь, змагары начинают сильно наглеть: то им флаги в Вильнюсе не так развесили, то денег мало, то литовцы никакие не литвины.

Вот и продолжают литовские власти зачистку не только обычных белорусов, но и змагаров. Похоже, дошло до ДГБ, что недавние «жэртвы рыжыма» слишком подозрительны и потенциально вполне тянут на каких‑нибудь агентов. В результате лишиться вида на жительство в Литве сейчас может почти любой белорус, и примелькавшиеся беглые в том числе. Этих и принадлежность к секс‑меньшинствам не спасает — гонят без всякой жалости.

А попытки белорусов обжаловать отказы в политическом убежище или аннулирование ВНЖ литовский департамент миграции публично называет «злоупотреблением». Некоторые местные политики департамент поддерживают и предлагают вообще на законодательном уровне запретить белорусам обращаться в литовские суды для того, чтобы оспаривать решения департамента миграции и ДГБ.
Беглые печально констатируют, что такое отношение к белорусам демонстрирует полное пренебрежение правами человека и принципами справедливости. Как же так?

Та, которую никак не выгонят

Но литовские репрессии все‑таки удивительно избирательны, особенно к некоторым змагарам. И если какую‑то малоизвестную представительницу бчб‑секс‑меньшинств выпихнули из страны и на любовь внимания не обратили, то в Литве странным образом все еще остаются довольно интересные персонажи.
Так, зависла в стране дама, которой лучше лишний раз не улыбаться, чтоб не пугать людей. Я, конечно, про Карач. Ее и угрозой нацбезопасности признали, и гуманитарный ВНЖ у нее истек в конце августа, а все сидит себе в Литве и даже, по привычке, повякивает на страну, в которой находится.
Правда, про судьбу своего закончившегося ВНЖ Оля как‑то ближе к августу даже упоминать перестала, видимо, ей новый выдали, а это не очень‑то в образ страдалицы вписывается. Она ведь так старалась жути нагнать про ждущие ее в Беларуси застенки и пытки, а оказывается, никакой веселухи‑то и не планировалось. Но претензии Литве Карач выкатывает постоянно. И литовцы почему‑то это… терпят.

Про то, что Оля у них в стране барыжит секонд‑хендом, ввозя и растаможивая его под видом гуманитарной помощи, мы уже писали. Конечно, это очень выгодно местным магазинам и рынкам, но не совсем — государству. И государство делает вид, что оно этого в упор не видит.

Карач там еще сборы всякие объявляет — на оплату склада с секондом, на помощь таким же мутным, как сама, личностям. Проверил бы кто, куда деньги идут. Хоть и подают ей в последнее время совсем плохо, она и эти копейки в свой карман пихает, ничем не брезгует.

Но рядом с Карач нарисовалось второе лицо, присутствие которого в Литве вызывает живейшее удивление уже несколько лет.

Непотопляемая подруга

Речь идет про Наталию Колегову с ее фондиком «Дапамога». Эта тоже, как и Карач, давно живет в Литве, обзавелась бизнесом и, судя по всему, связями. В 2020‑м она так помогала беглым, что на ее деятельность обратило внимание даже LRT — Национальное телевидение Литвы. Журналисты провели расследование, добыли документы и еще в 2021 году выдали в эфир следующее: под видом пострадавших Колегова легализует в Литве трудовых мигрантов и вообще всех, у кого есть деньги.
Приезжающим в Вильнюс белорусам предприимчивая дамочка делала фиктивные медицинские заключения о перенесенных ими пытках и тяжком вреде, причиненном их здоровью. Это позволяло без проблем получать не только материальную помощь от различных фондов, но и литовский ВНЖ.
Колеговой подделывались договоры аренды помещений, где «бесплатно» проживали «жертвы», документы об оплате питания, лечения, одежды и даже отдыха для «пострадавших». За все это она брала деньги как с самих беглых, так и с различных фондов, которые компенсировали расходы на помощь. В схемы включались фирмы и организации, зарегистрированные на родню Колеговой, не брезговали даже поддельными печатями и штампами.

Кроме того, Наталия предлагала «потерпевшим» б/у одежду и обувь. И не только им. Можно уже не удивляться, что к прибыльному бизнесу чуть позже подключилась ее подруга Карач. Именно на почве «работы по секонду» от фонда «Дапамога» со скандалом откололась группа товарищей, которая позже назвала себя «Разам». Ребята тоже пытались собирать вещи и помогать, но не так давно бросили это дело — где ж им тягаться с такими тяжеловесами, как Карач и Колегова, шмотье от которых продают на всех рынках и в «секонд‑бутиках» Литвы?

Но и после журналистского расследования LRT никаких последствий для фонда «Дапамога» и его хозяйки не случилось. Фонд, как и его владелица, прекрасно себя чувствует. И продолжает «помогать», теперь еще и тем, кого выгоняют из Литвы. Парочка аферисток Колегова и Карач сейчас с траурными лицами раздают всем заинтересованным интервью на тему «нас лишают последней надежды» и собирают деньги еще и на адвокатов.
Литва действительно стала очень недоброжелательна к белорусам. Но, как можно заметить, не ко всем. Кому нужны в этой стране Карач и Колегова, остается только догадываться... 
Возможно, тому же ДГБ. Но то, что на деятельность двух аферисток не один год закрывают глаза, очевидно. Только другим белорусам в Литве от этого, увы, не легче.

За неполных два года Вильнюс уже вышвырнул из страны более 1,6 тысячи человек, девятерых выслали в Беларусь принудительно. Останавливаться на достигнутом литовские власти не собираются. И уже в следующей партии принудительно депортированных может оказаться практически любой из живущих в стране белорусов, даже змагар. Кроме Карач и Колеговой, конечно…


Перспективная позиция литовской оппозиции...

Социал-демократы набрали более 19 процентов голосов избирателей в первом туре парламентских выборов в Литве. Второе место пока занимает правящая партия консерваторов «Союз отечества — Христианские демократы Литвы» во главе с действующим премьер-министром Ингридой Шимоните.

В парламент также прошли Союз демократов «Во имя Литвы», Движение либералов и Союз крестьян и зеленых. Остальные политические силы не преодолели пятипроцентный барьер.

Явка составила 52,06 процента. В выборах принимало участие 14 партий и одна коалиция. В первом туре распределялось 70 мест в литовском сейме (парламенте), голосование еще по 71 мандату пройдет 27 октября. В нем примут участие партии, занявшие первые два места.

Если оппозиция победит во втором туре выборов, это будет означать реальную смену власти в Литве.

krasovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter