Что конкуренты желают потребкооперации в ее 100-летие

Белкоопсоюз: жить заботами сельчан

Их магазины и производства знакомы каждому белорусу, их автолавки доезжают до самых отдаленных деревень, их заготовительные пункты уже много лет приносят сельчанам дополнительный доход… Сегодня потребкооперация — самая крупная торговая сеть страны — отмечает вековой юбилей. В многолетней истории Белкоопсоюза было немало интересных моментов, в днях насущных — забот, хлопот и побед. 

Подробнее об этом — в материалах «СГ».

Масло бочками, а ситец  в обмен на продукты


Фото из личного архива сельчанки
АННЕ КОВАЛЕВСКОЙ (на снимке слева) из столинского агрогородка Бережное 92 года. 45 из них она отдала сельскому магазину. Торговля в деревне забурлила еще в военные годы. Бывший продавец вспоминает:

— Хоть годы и голодные были, береженцы несли все, что имели: лук, зерно, шерсть на рукавицы. Отдавали солдатам безвозмездно. Я записывала по фамилиям, кто что сдал. После войны в магазин, что в центре деревни, стали понемногу завозить товары. Помню, как ситец отмеряла взамен сданных яиц и других продуктов. Чуть позже в Бережном открыли сельпо с бухгалтером и председателем, контора как раз была в одном здании с сельмагом. Уже позже за выполнение планов меня наградили орденом Октябрьской Революции, еще как лучшего сотрудника райпо отправляли на Х съезд потребкооперации в Кремль. В былые времена, как привезут машину сахара, риса в 100-килограммовых мешках, натаскаешься — еле домой идешь. Или масло в жестяных бочках — качаешь его, качаешь. Или хлеб привезут — очередь километровая собирается. А сейчас продавцы опрятненькие, оборудование у них такое, что мы и мечтать не могли. И от выбора товаров голова кругом идет. Все расфасовано, красиво упаковано. 

Наталья ОСТАПЧУК, «СГ»

ostapchuk@sb.by

Каждый год новый поворот


За целый век в жизни потребкооперации было немало интересного.  Десять наиболее любопытных фактов из истории подобрала «СГ»



1. Продукты — по карточкам

Первые кооперативные организации занимались распределением продуктов по карточкам, по принятым продовольственным комитетом нормам и установленным ценам. Потребобщества также получили право организовывать столовые, хлебопекарни, кузницы, собственное производство другой продукции исходя из местных условий. Так зародилась многоотраслевая система.

2. Недостаток образованных кадров

В 1920-е годы 52,4 процента работников потребкооперации имели низшее образование. Острейшей проблемой системы был недостаток образованных кадров. Потому с 1922 года велась работа по созданию шестимесячных курсов и школ счетоводов, заготовителей, продавцов, кладовщиков. В 1923 году приняло студентов первое среднее специальное учебное заведение — Витебский кооперативный техникум. А на экономическом отделении факультета общественных наук Белорусского государственного университета открылся так называемый кооперативный цикл.

3. За ягоды — дефицит и подарок от книгонош

С 1924 года сельчане, которые сдавали в магазины и заготовительные пункты кооперации сельхозпродукцию, ягоды, грибы, вторсырье, получали преимущественное право приобретения дефицитных товаров. А с 1927 года Белкоопсоюз принял на свой баланс районные книжные лавки. Тогда же были сформированы отряды книгонош, которые гужевым транспортом, а чаще всего пешком доставляли литературу жителям деревень.

4. Провели радио от Караваево по всей стране

Мало кто знает, но организации потребкооперации БССР внесли вклад в радиофикацию республики, особенно в сельской местности. Эфирные радиоприемники были большой редкостью. Для оптимального распространения проводного радиовещания выбрали централизованные радиотрансляционные пункты, оборудованные эфирными ламповыми радиоприемниками. Первый такой пункт открыли в деревне Караваево Смиловичского района. Уже к 1933 году у потребкооперации БССР было более 2,5 тысячи радиоточек.

5. Питание для фронтовиков

В 1942 году кооператоры наладили тесные контакты с Центральным и Белорусским штабами партизанского движения — обеспечивали питанием тех, кто прибывал из-за линии фронта, экипировкой уходивших на борьбу в тыл врага. К началу 1944 года на территории БССР, освобожденной от немецко-фашистских оккупантов, образовано 209 сельских и 6 городских потребительских обществ, начали работу 302 торговых предприятия и 27 предприятий общественного питания.

6. Обеды аграриям и школьникам 

В послевоенные годы особое внимание потребительская кооперация уделяла развитию общественного питания на селе, прежде всего в совхозах — к началу 1970 года в них функционировало 528 столовых.

Сразу после освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков потребительская кооперация взяла на себя заботу об организации питания школьников в сельской местности — с марта 1946 года учащимся отпускались бесплатные завтраки. 

7. Олимпиада с кооператорами 

Большая работа проведена Белкоопсоюзом по созданию сети современных предприятий торговли и общепита на автотрассе Брест — Москва, которая готовилась к приему гостей на московскую Олимпиаду 1980 года. По всему маршруту вместо небольших павильончиков и палаток выросли капитальные рестораны, современные магазины, целые торговые комплексы. 

8. Первые «кирмаши» в Столине

В октябре 1981 года в Столине возродилась традиционная, насчитывающая не менее 500 лет истории, белорусская форма торговли — «кирмаш» (ярмарка). Это был  первый за послевоенные годы осенний праздник урожая. Посетителями ярмарки стали 26 тысяч человек. Этот пример подхвачен потребкооперацией всей республики.

9. Лавки на дому и пельменные

С 1980 года начала развиваться дифференцированная торговая сеть. В деревнях торговля проводилась через лавки на дому, ларьки на фермах, посредством автомагазинов. Также в это время начала развиваться сеть предприятий быстрого обслуживания: десертных, фруктовых, витаминных баров, пельменных, шашлычных, детских и специализированных кафе. 

10. В 90-х появились масло и макароны

С начала 1996 года взят курс на преобразование районных союзов потребительских обществ в районные потребительские общества (райпо). Этот процесс завершился в течение 9 лет. А кооперативная промышленность в 1990-е годы освоила более 300 новых видов продукции. Среди них макаронные изделия, минеральная вода, майонез, горчица, крупа, мука, мед натуральный, растительное масло. До 1990 года такую продукцию кооператоры не производили.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»

borisovez@sb.by

Главный тост: «За покупателя и товарооборот!»


СЕГОДНЯ лучшим работникам системы вручат нагрудные знаки «Отличник потребительской кооперации Беларуси» и «40 гадоў працоўнай дзейнасці ў спажывецкай кааперацыі Беларусі». Накануне мы поздравили тех, кто получит почетные награды, и попутно расспросили, как потребкооперация стала  частью их жизни и что самое важное в этой профессии?

Светлана СОРОКА,  председатель правления Кировского районного потребобщества:

— Самое главное в нашей работе, по моему убеждению, — качество оказываемых услуг. Если покупателю что-то не понравится, то он может больше не прийти в магазин. Потому мы должны предложить максимально широкий ассортимент товаров и, конечно, демонстрировать высокую культуру обслуживания. В Кировском районе нам это удалось. Возглавляю райпо с марта 2013 года. Вступила в должность, имея за плечами немалый стаж работы — до этого была первым заместителем председателя, а начинала карьеру в этой сфере с должности товароведа в сельском магазине. Руководителем стала в непростое время, в Кировске как раз открылся первый в Могилевской области магазин «Евроопт». Конкуренция сильная, поэтому работать было сложно, главный прогнозный показатель — товарооборот — давался нелегко. Тогда мы приобрели четыре магазина в Бобруйске, чтобы объемы продаж не падали. Сейчас у нас работают 56 магазинов, причем успешно.

Ирина НОВИКОВА, товаровед кооперативно-торгового унитарного предприятия «Полоцкий рынок города Полоцка»:

— В потребкооперацию пришла 30 лет назад, окончив Полоцкое кооперативное училище. Сперва работала продавцом в Новых Горянах, затем занималась отпуском товара по магазинам района. Параллельно в Полоцке получила специальность товароведа, а позже окончила и Гомельский кооперативный институт. С 2002 года товаровед на рынке. За время работы в потребкооперации успела примерить разные должности, поэтому хорошо поняла и вникла в специфику работы. Вообще, как мне кажется, в нашем большом коллективе сильные, выносливые и ответственные люди. Именно их ценит наш потребитель — в основном сельчанин. Мы ведь заточены не только на райцентр: знаем, чем живет и что нужно жителю отдаленной деревни. Сейчас, например, продаем рыбу, мясо сельчанам — развозим по всем отдаленным населенным пунктам района. За такую заботу нас, думается, и ценят. А это лучшая благодарность. 

Нина ВОДЧИЦ, мастер кондитерского цеха ЧУПП «Пинский кооппром» Пинского райпо:

— В профессии я уже 37 лет. Начинала простым кондитером. Уже четверть века возглавляю коллектив кондитерского цеха. Работа интересная, а главное, каждый день на прилавках магазинов видим результаты труда. Для меня это важно, может, поэтому чувствую себя на своем рабочем месте и менять кооперацию ни на что не намерена. Свежие булочки, торты, пирожные и другие кондитерские изделия (всего более 90 наименований) регулярно отправляем в торговую сеть Пинщины. За смену продукции выпускаем в среднем на 15 тысяч рублей. Если покупатели довольны (а это видно по устойчивому спросу), значит, и у нас есть повод порадоваться и в следующий раз приятно удивить какой-нибудь новинкой. Хочу от всей души поздравить всех коллег с юбилеем потребкооперации и пожелать крепкого здоровья и успехов. 

Александр САЛАГУБ, наладчик КИПиА 6-го разряда ПУП «Коопреммонтажналадка» Гомельского областного союза потребительских обществ:

 — Я в кооперацию пришел в далеком 1976 году — более 40 лет езжу по всей области. Предан ей, тружусь, что называется, по зову сердца. В мои обязанности входит ремонт измерительных приборов. Считаю, что весы должны работать как часы. Вижу, как преображаются магазины, какое сегодня современное оборудование, стильные торговые секции и новые формы обслуживания. Помню застойные времена, когда потребкооперация переживала кризис. Но это, считаю, осталось в  прошлом. Горжусь тем, что и сам всю жизнь проработал в ней и что сегодня здесь работает мой сын Сергей.

И еще. Нельзя забывать: в то время, когда коммерсанты, сегодня отвоевывающие у нас пространство и клиентов, торгуют только тем, чем им выгодно, и там, где выгодно, мы, кооператоры, везем товар во все населенные пункты района. А это — социальная ответственность, которую переоценить трудно.

Татьяна БИЗЮК

bizyk@sb.by

Александр КУРЕЦ

kurec.a@mail.ru

Наталья БОРИСОВЕЦ

borisovez@sb.by

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

nvakulich@источник

От автолавки до франчайзинга


Пружанское райпо — лидер отрасли по объему производства продукции

ВЫБРАТЬ точку на карте для репортажа о летних заботах кооператоров было легко. Представители Пружанского районного потребительского общества в день юбилея будут отмечены сразу в нескольких номинациях.

Начальник участка хлебопекарного производства Нина ЖИДЕЦКАЯ

С САМОГО раннего утра все 8 лавок на колесах загружают свежим товаром — они обслуживают 140 населенных пунктов из 245 в районе. При этом нельзя сказать, что современные торговые точки, в которых помещается 10 тысяч единиц продукции, полностью заменили стационарные. 11 своих магазинов райпо сохраняет в деревнях, где живет не больше 100 человек, еще 23 — там, где их меньше двухсот. Понятно, чаще всего это сделано ради удобства сельчан и себе в убыток.

В деревне Ялово в 10.30 покупатели уже ждут автолавку. Валентина Змитреня и Мария Пилютик делятся списком запланированных покупок: молоко, сыр, сметана, даже мороженое внукам можно купить. Мария Николаевна нахваливает сало местного производства. Павел Максимович успел первым в очередь: кроме знаменитого пружанского «кирпичика», купил и селедку — все от местных кооператоров. Кстати, это одна из изюминок пружанцев: по объему производства продукции местное райпо — лидер в системе Белкоопсоюза, сейчас это более 357 наименований.

Интересуюсь у очереди, нет ли жалоб, нареканий на организацию торговли. Сельчане  хвалят продавца Дарью Казаку. 

ОСТАВИВ водителя и продавца обслуживать людей, спешим на местный хлебозавод знакомиться с «Человеком года» по версии Белкоопсоюза в номинации «Лучший технолог промышленности» в республике. Начальник участка хлебопекарного производства Нина Жидецкая как раз контролирует выпечку-новинку — печенья с маком по «бабушкиному» рецепту. Цена его будет вполне демократичной — 1,5 рубля за 300 граммов. Пробуем с пылу с жару. 

У Нины Адамовны особый талант организовать работу так, чтобы сохранить хлебопекарные традиции и при этом постоянно создавать новые вкусы. В фирменном магазине, расположенном рядом с хлебозаводом, мы нашли тому подтверждение. Тут и булочки с апельсином, и сырные лепешки, и чесночные — полки ломятся. 

Небольшой опрос показал, что часть покупателей из числа неместных жителей специально заехала за покупками в магазин «Горячий хлеб». Директор филиала «Комбинат кооперативной промышленности» Павел Феранец поделился планами установить в этом году новую печь, чтобы пополнить ассортимент лавашом, заготовками для пиццы и «кукарачей» — хлебопродуктов со специальными добавками.

В магазине обращаем внимание на отдельный холодильник с мясными деликатесами, и неспроста. Один из самых острых вопросов белорусских кооператоров — как пробиться на международные рынки? В Пружанах, заработав в свое время на торговле, вкладывали средства в развитие промышленной отрасли. Провели модернизацию убойного цеха, цеха промышленных полуфабрикатов, построили новый холодильник, что позволило полностью выполнить требования ветеринарно-санитарного законодательства и войти в реестр предприятий Таможенного союза. За прошлый год кооператоры райпо отправили за рубеж 350 тонн охлажденного мяса и 128 тонн полуфабрикатов на общую сумму почти миллион 300 тысяч долларов США. Брестские картофель, яблоки и черника также полюбились иностранцам. Итог — награда Белкоопсоюза «Почетный знак» в номинации «Лучший экспортер года».

ПРОДУКТЫ — это еще не все. В нынешнем году в райпо решили опробовать новую схему и открыли весной два магазина по системе франчайзинг. Как она работает, посмотрели на примере крупного строительного супермаркета. Известная сеть предоставила обществу свои товары на условиях оплаты после реализации, а райпо — торговые площади. Покупатели Светлана и Вячеслав Садовские из деревни Новый Двор Свислочского района приехали в Пружаны специально в новый строительный гипермаркет — выбрать обои. Нужной расцветки не оказалось, хотя выбор большой, но продавец посоветовал посмотреть на сайте торговой сети (раз в неделю нужный товар привозят под заказ).

На углу центральной площади райцентра привлек внимание уютный бревенчатый домик — к нему выстроилась очередь. Что такое? Оказалось, кооператоры продают выпечку, прохладительные напитки и свежие овощи. Цена на клубнику — всего 2 рубля 90 копеек! Рука сама тянется к кошельку. Директор филиала райпо «Продтовары» Татьяна Жук объяснила, откуда такая дешевизна: закупают сладкую ягоду у местного фермерского хозяйства и частников в Дрогичинском районе по 2 рубля 30 копеек, наценка невелика, берут объемом. В считаные дни успели продать полторы тонны витаминного продукта. Капуста по 1,72 рубля, молодой картофель по 2,27, огурцы по 1,64 — все местное, логистика позволяет минимизировать путь с грядки к прилавку и цены.

СЕГОДНЯ председателю Пружанского райпо Дмитрию Карпею вручат нагрудный знак «Отличник потребительской кооперации Беларуси». Для него этот год также юбилейный — 20 лет работы в отрасли. Главное, по словам руководителя, это люди, которых в организации трудится 1180. Они заняты в торговле, общепите, производстве промышленной продукции, заготовительной и транспортной отраслях. Успех общего дела зависит от добросовестного труда каждого. Поэтому и награда общая и заслуженная.

Алена ЯСКО, «СГ»

yasko@sb.by

Фото Сергея ТАЛАШКЕВИЧА

Что желают конкуренты потребкооперации в ее юбилей


У заведующей «Еврооптом» в Чисти Молодечненского района Жанны КУТЕНКО магазин райпо в Лебедево этого же района стал первым рабочим местом. 19-летняя девушка приехала туда в 1987 году по распределению после окончания Гомельского училища потребкооперации:

— Это были прекрасные молодые годы. Работалось спокойно, ни о какой конкуренции мы и слыхом не слыхивали. Все магазины в селах принадлежали потребкооперации. Это сейчас идет кругом голова от ассортимента, а тогда было 5—7 наименований колбасы. Покупатели некапризные, душевные.А через 10 лет из торговли  ушла. Переучилась на экономиста и долгие годы работала в «Забудове». Год назад в Чисти открылся «Евроопт», и в торговлю вернулась. Видимо, судьба. Нашим конкурентам желаю большого товарооборота и понимающих покупателей. Знаю, о чем говорю.

У главы крестьянского хозяйства Михаила ШРУБА из Житковичского района три магазина (один из них в Столинском районе) и кафе. Опытный фермер не скрывает: торговля потребкооперации подстегивает и его к развитию. «За последние 15 лет в Турове появилось около 15 частных магазинов, работают шесть кафе. Конкуренция высокая как никогда. Времена, когда в городе работало одно «сельпо», прошли. Но покупатели уважают объекты потребкооперации, рядом с ними проходила их жизнь. И в первую очередь зайдут по старой памяти туда, а потом уже к частнику. Я желаю потребкооперации успеха. Вижу, как эта отрасль развивается, как профессионалы учатся, стараются уйти от советских методов и перевести работу на рыночные рельсы. Но и улучшать есть что, нельзя останавливаться на достигнутом», — подытожил Михаил Шруб.

Молодой предприниматель Алексей ПАХОМЕНКО год назад открыл свой первый продуктовый магазин в агрогородке Ясень Осиповичского района, два месяца назад еще один — в райцентре. Сам в розничной торговле начинал с грузчика, был и завскладом, и маркетологом, и заместителем директора, словом, в торговле не новичок.

— Ясень — деревня небольшая. Идут за продуктами либо ко мне, либо в магазин райпо. Куда хлеб раньше привезут, там и толпятся. За годы работы в торговле понял: успех состоит из четырех слагаемых — большого ассортимента, низких цен, чистоты и приветливого персонала. Конкурентам желаю процветания. Причем везде, но только не в Ясени, — шутит бизнесмен.

Заведующая фирменным магазином ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» в Светлогорске Татьяна РУДАЯ свой путь в торговле начинала именно с работы в потребкооперации: 

— В фирменный магазин «Фабрика здоровья» я ушла в 2009 году. До этого полтора года трудилась сельским продавцом в Славани, потом шесть лет — в Якимовой Слободе Светлогорского района. Скажу одно: 10 лет работы в потребкооперации для меня были хорошей школой. Всякого на работе хватало, но вспоминаю эти годы с теплотой. На Светлогорщине задают тон в торговле частники, у них и цены хорошие, и выбор богатый. Хочешь не хочешь, приходится подтягиваться. Сотрудникам потребкооперации желаю в их юбилей здоровья и идти по пути развития. Работать по старинке уже нельзя.

Наталья ОСТАПЧУК, «СГ»

ostapchuk@sb.by


«СГ» поздравляет всех кооператоров Беларуси со 100-летним юбилеем. Наши пожелания отчасти выражены в заголовках сегодняшнего праздничного спецвыпуска. Что еще добавить?

Всем здоровья, рабочего настроения, улыбок и благодарностей покупателей! Спасибо за то, что вы всегда живете заботами наших сельчан!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter