Как цимбалы, бесспорно, являются символом белорусской народной музыки, так и украинскую невозможно представить без бандуры. Раньше на этом, тогда еще небольшом 12‑струнном инструменте играли только мужчины‑кобзари. Со временем бандура не только заметно выросла в размерах, но и запела в женских руках. Вот уже четверть века в Ветковском районе льется песня в исполнении ансамбля бандуристов «Вербиченька», получившего в 2004‑м статус народного. Любовь здешних артистов к музыке поистине стирает границы, и даже изначально украинский состав коллектива со временем стал интернациональным.
![](https://storage01.sb.by/iblock/1b3/1b3e311dbf62d7d0e39e36fb1614381e/1c2f4bf776531305cff04d7382fad5f8.jpg)
Музыка без границ
Создателем и бессменным руководителем уникального ансамбля все эти годы является Наталья Якса. Ныне виртуозная бандуристка родилась в Крыму, а в музыкальной школе училась… игре на аккордеоне. Сменить инструмент решила в третьем классе:
![](https://storage01.sb.by/iblock/3b2/3b2d92c63cbef5724159ed4c119b457a/6d9a25a952f705a82e65ce079e086937.jpg)
— Я после занятий всегда ожидала в коридоре подругу, которая занималась на бандуре. Ее учитель однажды позвала меня посидеть в классе. Влюбилась поначалу даже не в сам инструмент, а в педагога. Как она работала с детьми, словами не передать! Родителям сразу же заявила: хочу перевестись. Домашние в шоке — только ведь аккордеон купили. В итоге договорились, что пойду на бандуру, но и прежние занятия не брошу.
Начинался коллектив с трио. Наталье Александровне предложили переехать в Беларусь и поднимать культуру в чернобыльских регионах:
— Все случилось так быстро, что я даже не успела засомневаться. Показали рабочее место, встретились с председателем райисполкома, в тот же день съездили на служебную квартиру. С маленькой дочкой не хотела перебираться в большой город. А вот Ветка сразу понравилась уютом и чистотой.Вскоре в коллектив влилась ее землячка и родственница Надежда Сахарук. Трио дополнила белоруска — работница Ветковского дома культуры Елена Михайловна Беспалова. Таким составом начинающий коллектив в 2002‑м отправился в Гродно на фестиваль национальных культур, где сразу получил звание лауреата. Надежда Ивановна добавляет:
— Завели тогда много новых друзей, общаемся с ними до сих пор. Каждый концерт — это всегда долгожданное событие, хотя плотный гастрольный график выдерживать с годами все сложнее.
![](https://storage01.sb.by/iblock/e8b/e8b7081b2f578cebec1268e9f9d111f2/9ecede0e5af0c2ab0cd259df126b3df5.jpg)
Почти с первых дней в «Вербиченьке» и Наталья Владимировна Аполлонова, переехавшая в Ветку из Черниговской области. А вот Тамара Воинова местная, но с казацкими корнями. Подрастает и молодежь. Анна Борисенко родилась в семье россиянки и белоруса, а Анастасия Кабкова руководителя ансамбля называет не иначе как мамой. Именно она и была той самой маленькой девочкой, с которой Наталья Якса решила строить новую жизнь на белорусской земле.
Каждый участник незаменим
На сцене 11 человек, но лишь 9 из них бандуристы. Творчество женской части коллектива дополняет скрипач Анатолий Шубаро — директор Ветковской детской школы искусств, с 2000 года неизменно находящий в плотном графике время для репетиций и концертов. В гримерку заглядывает и Андрей Карелин. Бандуристки сразу же осыпают своего незаменимого бас‑балалаечника комплиментами:
— Давайте уже фотографироваться, — скромничает от такого напора мужчина и быстро ретируется в актовый зал под задорный смех участниц ансамбля.
![](https://storage01.sb.by/iblock/812/812d12e1b0fee9bb1bc6be5a0f2fc951/f8cddc07bedaafa1c19a4e6a27180ea2.jpg)
— Для ребенка инструмент очень тяжелый, рука затекает, плюс нужно применить силу, потому что струны слишком толстые. Но мне учеба давалась легко, хотя никто и не заставлял заниматься.
Наталья Якса с любовью смотрит на инструменты, которые вместе с друзьями и родными перевезла в Ветку в далеких 1990‑х:
— Сейчас такой можно разве что у индивидуальных мастеров заказать, а раньше их выпускала черниговская фабрика. Многие удивляются, как в принципе мы играем на 61‑й струне. На них же просто посмотришь — уже глаза разбегаются.
Культурный код
Из Украины многие участники коллектива уезжали в не самые лучшие времена. Постперестроечная жизнь для людей в ту пору часто становилась борьбой за выживание, ну какая еще культура? Почему же творчество выиграло в погоне за длинным рублем? Наталья Аполлонова лишь пожимает плечами:
![](https://storage01.sb.by/iblock/e76/e76c1e36245770230f29453efd1ece20/7b7de3a78511e9c04ee286a7b9f228a2.jpg)
— Мы работники культуры, у многих и семьи творческие чуть ли не до третьего колена. Куда мы еще можем пойти? Нас пригласили, дали жилье, работу по специальности. Гостили, гостили, да и сами не заметили, как 25 лет уже прожили на ветковской земле.
«Вербиченька» — частый гость на «Славянском базаре в Витебске».Начинали с городских площадок, а в 2022 году во время открытия форума искусств впервые вышли на главную сцену Летнего амфитеатра. «Ти ж мене пiдманула» в исполнении солистки Анастасии Кабковой зал встретил овациями.
— Было волнительно, но очень приятно, — признается Настя. — Репетировали по ночам, успели познакомиться с известными артистами и получить ни с чем не сравнимое удовольствие от этого праздника нашей родной славянской культуры.
Все участники коллектива олицетворяют известную истину: национальная культура вне сиюминутных политических веяний. Наталья Якса отмечает:
— Люди к нам часто подходят, фотографируются. Причем независимо от национальности. Есть и представители украинской диаспоры, белорусы, гости из других стран. Украинскую музыку любят и слушают ее с удовольствием.
Белорусские и украинские песни очень певучие, они всегда откликнутся добром в сердце. Наше искусство вне политики. Оно, как и сотни лет назад, несет добро и пробуждает в людях самые светлые чувства.
![](https://storage01.sb.by/iblock/c49/c498fa4cf13186de2a4363db56184c0b/9364726bc7cd8f32f9e775d324be00d7.jpg)
![](/upload/iblock/da2/275kmkyettefy9pdb43xk2me9q7g1dyk.jpg)
![](/upload/iblock/ae9/ix2gmzc51qdd9jzrr1rwcgao4c50cscy.jpg)
![](/upload/iblock/fe1/t80jyqnqm7joczhkn0qqvv1sbws1bo6o.jpg)