Оман в далекие времена входил в сферу влияния трех Персидских империй. В дальнейшем страна переживала взлеты и падения, ее история и развитие были сложными, полными внутренних раздоров и разделов. Однако Оман сумел преодолеть множество проблем и сегодня мы видим современное государство с роскошными постройками, спортивными сооружениями, дорогами и отелями. И, что немаловажно, трепетным отношением к тому, что было создано предками.
Оман, как известно, — одно из самых безопасных государств в Персидском заливе и на Ближнем Востоке в целом. Стратегически важное географическое положение налагает на руководство страны обязанности особого рода. Оман частично контролирует Ормузский пролив, через который проходит треть мировых поставок СПГ и почти четверть поставок нефти.
Главный принцип во внешней политике — поддержание хороших отношений с соседями. Ключевой особенностью выступает готовность выстраивать взаимодействие со всеми партнерами, нацеленными на поиск точек соприкосновения и готовыми двигаться в направлении развития. Арабская пословица «если ты на кого-то сердишься, то оставляй место для примирения» как нельзя лучше характеризует подходы Султаната Оман.
Основа белорусско-оманского сотрудничества заложена еще в 2007 году во время первого визита Главы государства в Маскат. Интенсификация контактов сегодня имеет логичное объяснение. Трансформация международного пространства зашла настолько глубоко, что страны просто обязаны расширять сотрудничество не для получения выгоды, а для сохранения управляемости процессами.
Глубокая озабоченность состоянием дел в мировой экономике, логистике, культурно-гуманитарной сфере стала настоящим драйвером в поиске и возобновлении полноценного диалога в самых разных уголках планеты. Многие страны стали, по сути, говорить на одном языке, языке стремления к миру и благополучию.
Беларусь и Оман, несмотря на многие различия, идут в одном направлении. Достаточно посмотреть на программу развития Омана до 2040 года, чтобы увидеть точки возможного взаимодействия. «Люди и общество», «Экономика и развитие», «Управление и институциональная эффективность», «Устойчивая окружающая среда». И в каждой из этих опор можно найти интересы Беларуси.В ходе визита Глава белорусского государства обозначил приоритеты, которые были поддержаны оманской стороной. В рамках трех блоков — создание совместных предприятий, логистика и народная дипломатия — планируется выработка дорожной карты сотрудничества. Машиностроение, химическая отрасль, продукты питания, легкая промышленность — вот неполный перечень направлений сотрудничества, которые может предложить наша страна. Кроме того, современные разработки в области медицины и подготовка медицинских кадров.
Несомненно, Оман имеет серьезный опыт работы с большими игроками. Вместе с тем в этой части света отношения выстраиваются не по объемам, а по получению опыта работы с разными партнерами. Очевидно, что белорусские предложения были высоко оценены ими. Оман как хаб для белорусских товаров — это уже результат и видение конкретных направлений сотрудничества.
В текущих условиях также важна проработка возможностей реализации совместных проектов с третьими странами. Продовольственная безопасность и технологический суверенитет стали сквозными темами, которые объединяют всех и не требуют особого согласования. Но нельзя забывать и о потенциале народной дипломатии. Именно она формирует долгосрочное качество доверия. Открытие прямого рейса из Минска в Маскат в следующем году позволит сблизить наши не только политические, но и экономические позиции.
История успеха в отношениях с любым государством зависит от множества факторов. Однако Ближний Восток предлагает своим партнерам наиболее сложный — восточную динамику развития, а значит, и новое качество мышления. Но белорусам тоже есть что предложить Востоку: восточноевропейскую эффективность и белорусскую адаптивность.
Ольга ЛАЗОРКИНА, аналитик Белорусского института стратегических исследований