Интерес Беларуси к Карелии и Мурманской области иллюстрирует планы по созданию новой экономики в рамках Союзного государства
Рабочая поездка Премьер-министра в северные регионы России, Карелию и Мурманскую область, обеспечила не только отдельные проекты и цифры товарооборота. В этом случае необходимо вести речь о стратегическом присутствии Беларуси в чрезвычайно перспективной экономико-логистической зоне. Это тот случай, когда вложенный рубль может не обернуться назавтра 10–20 процентами прибыли. Но в среднесрочной перспективе способен принести в разы больше.
С Карелией у Беларуси по итогам даже прошлого, сверхудачного для работы с Россией в целом года товарооборот не ахти. Но дело не в этом. Стратегия Беларуси в деятельности с российскими регионами такова, что рост взаимной торговли, конечно, важен, но не он один составляет глобальную цель. Поставки товаров, несомненно, будут расти, причем в обе стороны. Первый квартал 2023‑го с ростом товарооборота в 1,6 раза это четко дает понять. Гораздо больший смысл заложен в подписанном правительствами Беларуси и Карелии соглашении о сотрудничестве. Дело здесь вот в чем. Как любой документ, соглашение имеет цели и определяет способы их достижения. То есть под поставленные задачи по росту взаимной торговли, созданию предприятий, усилению деловой активности будут ставиться конкретные задачи, искаться ресурсы и контролироваться результат. Это, если хотите, фундамент, на котором можно строить что-то принципиально новое. По итогам поездки в Карелию Романа Головченко несложно предположить, что это новое с большой долей вероятности будет лежать в области промышленной кооперации. У Карелии два главных и едва ли не бесконечных ресурса: лес и полезные ископаемые. И оба требуют значительного технологического обеспечения, в первую очередь техникой. В принципе, и МАЗ (в категориях «седельные тягачи» — 31 процент карельского рынка, «самосвал» — 25 процентов), и БЕЛАЗ (свыше 150 единиц с учетом спецтехники) здесь довольно неплохо представлены. Соглашение между правительствами более широко откроет дверь для совместных кооперационных проектов. И пример для такого сотрудничества есть довольно наглядный: ООО «Амкодор-Онего» — единственное в России и СНГ специализированное предприятие по выпуску современной лесозаготовительной техники, ориентированное на полное импортозамещение. Компания не только занимается производством техники, но и активно работает с образовательной системой края, решая социальную проблему закрепления специалистов. Соответственно, такого рода проекты способны в будущем не просто приносить прибыль, но и закреплять на потребительском рынке партнера белорусский бренд. Впрочем, подписанный главами правительств документ вовсе не ограничивает сотрудничество отдельными сферами. Любой интересный проект может быть предложен и рассмотрен. В таком качестве сейчас выступает белорусское предложение сотрудничать в области водоподготовки. В Карелии готовится масштабная программа по этой тематике, а предложения из Беларуси по шести водопроводным очистным сооружениям уже на столе у партнеров.
С Мурманской областью у Беларуси сотрудничество на довольно продвинутой стадии. Торговля в порядке и по цифрам, и по темпам. Только в первом квартале текущего года объем товарооборота взлетел в 3,5 раза. Но и здесь есть значительные резервы для кооперации. В первую очередь совместный интерес Минска и Мурманска лежит в области логистики. Инфраструктурно-логистическая тематика определенно будет доминировать в отношениях благодаря возможностям Мурманского порта. Как отметил Роман Головченко, через порт за первый квартал 2023-го перевалено грузов втрое больше, чем за весь 2022 год. Ну и, естественно, выход сразу в два океана — Северный Ледовитый и Атлантический: одно это делает сотрудничество геостратегическим. Соответственно, созданная инфраструктура и отработанная логистика потребуют дальнейшего развития компетенций. На проекты транспортных коридоров с выходом к портам хорошо накладываются кооперационные перспективы в областях машиностроения, оборудования, строительства, АПК. Собственно, все это реализация своего рода новой стратегии присутствия Беларуси на российском рынке. Поставки продуктов, техники, строительные услуги, проектные работы — по сути, базис, который достаточно неплохо отработан. За прямыми поставками следуют производственная кооперация и взаимное инвестирование. А это уже новая экономика совершенно иного порядка.
korotkin@sb.by
Фото БЕЛТА
Беларусь готовит проект по выходу сразу в два океана
На Север через северо-запад
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.