Трактор с электромеханической трансмиссией, показанный Президенту в Логойске, на 90% готов к серийному производству

«Беларус-3023»: пока в трех экземплярах

Во  время недавней рабочей поездки Президента в Логойский район особую его заинтересованность вызвал трактор МТЗ с электромеханической трансмиссией. Как доложили специалисты, она очень удобна и практична, автоматически выбирает оптимальный режим работы двигателя с минимальным расходом топлива и максимальным КПД. Кроме того, трактор может заменить и генератор, если на ферме вдруг по каким-то причинам произойдут перебои с электроэнергией. Президент поручил дополнительно изучить возможности этого образца и перспективность его дальнейшего использования, а также поставил задачу проанализировать, возможно ли наладить производство деталей, компонентов и узлов к нему, которые пока импортируются. В качестве экспериментальной площадки для нового трактора Президент намерен использовать и свое приусадебное хозяйство.



О том, что над созданием такого трактора активно работают конструкторы и скоро его можно будет увидеть в работе, «Сельская газета» писала еще в мае прошлого года. Директор Белорусской МИС Александр Ващула тогда говорил: «Электротрактор уже создан на базе «Беларус-3023» и скоро поступит к нам на испытания. Он работает на дизеле, трансмиссия электромеханическая, что дает возможность на 40 процентов уменьшить количество деталей. Техника будет передвигаться с бесступенчатым переключением скорости, самостоятельно выбирать оптимальный режим, обеспечивая при этом экономию топлива на 10—15 процентов».

Что изменилось за это время? «СГ» продолжает рассказ о новом уникальном тракторе МТЗ.

НА СНИМКЕ: фото трактора с электромеханической трансмиссией «Беларус-3023» со сдвоенными колесами — одного из трех опытных экземпляров — предоставлено МТЗ.

Как удалось узнать «СГ», новый трактор уже неделю как работает в логойском сельхозцехе «Гайна». Это экспериментальное хозяйство ОАО «Минский тракторный завод», где предприятие и проводит испытания своих разработок на разного рода сельхозработах. Исполняющий обязанности главного инженера Геннадий Рыбчик говорит, что за основу трактора на электромеханической тяге «Беларус-3023» взята модель «Беларус-3022». По функциям, внешнему виду, если не открывать капот, отличия не видны, только немного длиннее база. А принцип работы таков: дизельный двигатель в 300 лошадиных сил раскручивает ротор генератора, который вырабатывает ток на электромотор, что приводит в движение трактор.

Особенность «Беларуса-3023» — в нем нет серийной механической коробки передач. «Вот это электрическое устройство своего рода коробка передач», — поясняет директор Белорусской МИС Александр Ващула.

  Первый электрический трактор на гусеничном ходу появился 80 лет назад. Правда, в массовое производство эта техника не была внедрена, так как оказалась неудобной: за трактором тянулся длинный электрический кабель для электромоторов, размещенный на вращающемся барабане. Выпускались лишь опытные образцы.

Новый «Беларус» задействован в основном в сцепке с восьмикорпусным плугом на подготовке почвы под сев кукурузы. В день обрабатывает около 20 гектаров. Геннадий Рыбчик отмечает, что в процессе пахоты конструкторы снимают параметры работы и постоянно улучшают конструкцию. К примеру, за последние годы внесены изменения в электротрансмиссию, чтобы трактор начинал ход более плавно. «Беларус-3023» уже проходил испытания в нескольких хозяйствах Логойского района, а также на полях Минской овощной фабрики, Дрогичинского, Червенского и Мядельского района.

О перспективах производства и использования в АПК такого трактора «СГ» рассказывает начальник центра испытаний тракторной техники холдинга «МТЗ-Холдинг» Дмитрий Грузд:

— Тракторы на электромеханической тяге, большей частью гусеничные и с немалыми габаритами, уже используются в добывающей промышленности. В сельском хозяйстве, где существуют жесткие условия передвижения даже колесной сельхозтехники по дорогам общего пользования, плюс необходимость выдерживать такие агротехнические параметры, как ширина колеи, вес, этих машин еще не было. Было принято решение о совместном с российской компанией создании гибридного трактора с приводом внутреннего сгорания с передачей мощности на колеса через электрические двигатели. Разработана концепция, оформлено техническое задание, и компания приступила к созданию электрических двигателей и систем управления.

«Беларус-3023» с одинарными колесами за работой на логойском поле.

На заводе провели конструкторскую подготовку, так как необходимо было создать новые корпусные детали, системы передачи мощности. В цехе испытаний МТЗ создали стенд, на котором начали отрабатывать систему управления машиной. На стенде, а он представлял собой трактор, который приводился в движение от двигателя внутреннего сгорания, замерялась мощность, передаваемая двигателем, и мощность, передаваемая на колеса. Измерялись КПД трансмиссии, а также системы охлаждения и другое. Потом был создан макет трактора, а после завершения работы с ним появился первый образец. Его испытывали и сами, и передавали в сельхозпредприятия. Сейчас существуют три единицы тракторов.

— Дмитрий Маратович, в чем, на ваш взгляд, преимущество этой модели?

— Нет необходимости через каждую тысячу часов проводить плановое техническое обслуживание трансмиссии, куда входит замена масла, фильтров, что дорого обходится. Это ведь в легковушке надо поменять 5 литров, а здесь 50. Электрические двигатели обслуживать, пока они работают, не нужно. Дорогостоящие операции на этой технике отсутствуют. Как и сцепление, его корпус, большая с немалым количеством шестеренок коробка передач. При этом движение вперед-назад выполняется за несколько секунд. Управление возможно как от педали газа, так и от джойстика. В последнем выставляется необходимая скорость, нажимается кнопка «разрешение» — и трактор движется. Механизатор только рулит. Сравните: если в базовой модели 36 передач, то в 3023-й всего четыре. И то мы планируем оставить только две — одна рабочая со скоростью до 20 и транспортная до 40 километров в час.

— Насколько возможна локализация производства?

— Наши белорусские компании могут предложить компоненты управления, но никто не предлагал двигатель такой мощности. В кооперации работаем с китайской и российской компаниями, которые производят электродвигатели, блок силовой электроники, контроллер верхнего уровня. Мы, со своей стороны, ставим двигатели, корпусные детали, коробку переключения передач и задний мост.

— Считаете ли вы, что «Беларус-3023» может занять достойное место в АПК?

— Считаю, да, необходимо только провести небольшие доработки в плане программного обеспечения. Трактор готов более чем на 90 процентов для серийного производства. Он выполняет работы с различными сельхозорудиями. К ним, замечу, требуется определенный подход. Если плуг, например, забирает всю мощность двигателя, то на косилке отдача неполная, но при этом работает задний и передний валы отбора мощности. Здесь режим управления необходимо немного поменять. Его программу пишет российская корпорация, для работ по совершенствованию программного обеспечения необходимо месяц-два. И тогда уже трактор, можно считать, будет полностью готов. Он сможет работать со всеми орудиями и при этом экономить потребление топлива, что актуально для маломощных режимов.

kovalev@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter