Как в Курганской области живут белорусы

«Батькавщина» за Уралом

Курганская область — один из регионов России, где проживает крупная белорусская диаспора. О том, кто такие «панцирные бояре» и как зауральские белорусы хранят свои традиции, — в эксклюзивном репортаже «СОЮЗа».

Блюда белорусской национальной кухни и традиционное гостеприимство всегда пользуются у туристов большой популярностью.
фото ПРЕДОСТАВЛЕНО НОВОИЛЬИНСКИм КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫм ЦЕНТРом

Село Новое Ильинское находится в Петуховском районе, всего в нескольких десятках километров от границы с Казахстаном. С виду — самое обычное село, таких в России — тысячи. Но стоит приглядеться получше... Хотя, скорее, прислушаться. Потому что сразу понимаешь: большую часть жителей составляют белорусы.

— В нашем селе живут белорусы, чьи предки пришли сюда из Витебской губернии, из Себежского уезда Непоротовской волости, — обстоятельно, с характерным «аканием» и «яканием» объясняет мне местный краевед и хранитель белорусских традиций Александр Тябутов.

Дальше — больше

По данным официальной статистики, в Курганской области проживает около пяти тысяч белорусов. На самом деле их гораздо больше, говорит председатель правления Национального культурного центра белорусов Зауралья «Батькавщина» Людмила Урванцева:

— Когда мы выезжаем с концертами ансамбля «Журавушка» в районы Курганской области, то многие зрители признаются нам в том, что имеют белорусские корни. Объяснение простое: в годы Великой Отечественной войны за Урал эвакуировали многие предприятия с персоналом из Белорусской ССР. И многие так и остались — сроднились с зауральской землей.

— Наши предки пришли на курганскую землю, спасаясь от крепостного права, будучи «панцирными боярами». Это служилые люди, которые занимали промежуточное положение между малоземельной шляхтой и более знатными людьми. Они несли конную службу в тяжелом — «панцирном» вооружении с копьем, саблей, отсюда и название, — продолжает Александр Тябутов. — И коренные жители села все — белорусы. В целом около 60 процентов населения у нас имеют белорусские корни.

Не только хлеб да соль

Поэтому здесь очень успешно хранят традиции, убеждаюсь я. Так, Ильин день, 2 августа, является праздником села, во время которого обычно проходит фестиваль национальной белорусской культуры. На импровизированной сцене, которую украшают снопами соломы, выступают фольклорные коллективы в национальной одежде, а многочисленные зрители не только наслаждаются белорусскими народными песнями, но и дегустируют блюда белорусской кухни.

— Мы готовим очень много белорусских кушаний. Это и супы — затируха, жур — мы его называем помакушей, до сих пор варим кулагу, — начинает перечислять Александр. — Варим кашу из гороховой муки, галушки — и постные, и с салом. А одно из самых любимых и нами, и туристами блюд — бабка с грибами и гусиным мясом. Гуся отваривали, натирали чесноком и клали в печку — потомиться, у нас так делают до сих пор.
60 процентов жителей села Новое Ильинское — коренные белорусы, которые переселились в Зауралье, спасаясь от крепостного права, в первой половине XIX века
Тут я прошу «помощи зала», и мне объясняют, что затируха — это блюдо из муки, яйца и молока, жур — суп из настоя дробленого овсяного зерна (геркулеса) или муки, а кулага — ягодный кисель с мукой. Ну а бабка — тертый картофель со шкварками, мясом, луком и сметаной, запеченный в духовке.

Празднику — время

А еще в Новом Ильинском очень бережно относятся к белорусским обрядам и играм. И праздником села это не ограничивается.

— На Пасху мы катаем яйца, эта традиция очень древняя и сегодня встречается все реже. А у нас есть! — увлеченно рассказывает Александр. — На Егорьев день (Юрьев день в народном календаре славян, приходящийся на 23 апреля (6 мая). — Прим. ред.) выгоняем с вербными ветками скотину из дворов и кругом обходим село. Конечно, Купалье, мы называем этот праздник Цветочником — украшаем березы ленточками, учим молодежь плести венок. Венки они вешают на березу и смотрят потом: если до Петрова дня расплетется, то загаданное желание не сбудется. Ну и, конечно, колядки на Рождество. И Дожинки — старинный обряд, отмечавший конец жатвы, когда украшенный сноп из колосьев торжественно привозится в село.

Немассовый туризм

При этом делать туризм в Новом Ильинском массовым жители села все-таки не стремятся.

— Наши старожилы всегда старались жить своим миром, — подчеркивает Александр Тябутов. — Конечно, на большие праздники пусть приезжают туристы, мы всегда рады гостям! Но наши, деревенские праздники, особенно церковного уклада, хотим оставить за собой.

За последние пять лет для того, чтобы приобщиться к белорусской культуре, народу в село стало приезжать гораздо больше, утверждает он. А вот само село, к сожалению, становится меньше.

— В школах все меньше детей, молодых семей мало. И чисто белорусских семей все меньше и меньше. А чтобы возродить село, нужны рабочие места, — утверждает Александр. — У нас, кстати, была надежда, что Беларусь может помочь открыть здесь агрохолдинг, создать совместное предприятие, чтобы мы для курорта «Озеро Медвежье», например, делали продукты питания. А туризм пусть останется дополнительной составляющей.

Мертвое море по-кургански

Озеро Медвежье рядом с Новым Ильинским — курорт регионального значения. Кстати, соленость в нем на уровне Мертвого моря, а в засушливые года и превосходит его! Купание в озере и использование иловой грязи помогает в лечении заболеваний разного профиля. И здесь, кстати, тоже можно найти белорусские корни!

По словам и.о. директора санатория «Озеро Медвежье» Раисы Осиповой, на лечение и отдых приезжают не только из России, есть и заграничные туристы — из соседнего Казахстана, из Германии и Чехии. А вот белорусов нет — прямые авиарейсы Курган с Беларусью не связывают, поэтому путешествие получается слишком долгим и дорогим.

— У меня мама — белоруска. После войны, в начале 50‑х годов, моего деда, у которого была своя маслобойня, раскулачили, всю семью отправили за Урал, — удивляет меня она.

Главное в истории села Новое Ильинское и окрестностей не только то, что здесь проживает много белорусов. Самое интересное и удивительное их достижение — жить среди русского населения несколько веков и полностью сохранить все традиции, весь жизненный уклад, костюмы. В уважении к своей исторической памяти и кроется важнейшая составляющая курганских белорусов.

Тарас Фомченков

taras@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter