Я полез разбираться.
Оказалось, что рейтинг лидеров по преступности, с которым, как оказалось, уже второй год радостно носятся наши бывшие сограждане, составлен так называемым сервисом Numbeo. Причем беглые ссылаются на него как на очень уважаемый источник, чуть ли не старейший международный институт изучения социальных аспектов жизни в разных странах, с авторитетным и объективным аппаратом сотрудников… Аппарат, как я выяснил, зовут Младлен Адамович. Да, основатель, хозяин и единственный сотрудник «всемирно известного сервиса» — один человек. Это сидящий в Белграде айтишник, предоставивший пользователям платформу, данные на которую заливают… сами пользователи. И слово «заливают» тут имеет не один смысл. Потом Адамович продает получившиеся статистические картинки разным компаниям, которые используют цифры в рекламе товаров или для продвижения турпродуктов. Наивный Младлен рассчитывал, что его добровольные респонденты будут честны, рассказывая подробности о стоимости жизни в своих странах, о качестве медицинских услуг, ценах на недвижимость и т.д. Но модель устройства сервиса оказалась такова, что при желании там можно представить Швейцарию страной для бедных, создать нищей Монровии имидж богатейшей столицы, а тишайший Минск выставить кошмарным лидером преступности. Последней возможностью, как видим, охотно воспользовались обиженные эмигранты, принявшиеся вручную раздувать криминальный рейтинг Беларуси. А теперь бегают по разным каналам с этим рукодельным пузырем, как дурачки с воздушным шариком, уверяя публику, что тот наполнен святым духом объективности…
Другой пример. На этот раз очередным «неполживым» рейтингом возмутилась польская журналистка Агнешка Пивар. Американский институт Гэллапа, оказывается, изучил общественное мнение об уровне счастья в разных странах и даже выкатил инфографику с картами, где самыми счастливыми, разумеется, оказались государства из западного «чудесного рая». А вот вместо Беларуси на этих картах… зияла просто дыра. Ни цифр, ни суждений, ни счастья. Агнешка Пивар по этому поводу иронично написала: «Жаль, что у белорусов никто не спросил их мнения. А может, спрашивали, но результаты не совпали с ожиданиями западных социологов». Как и следовало ожидать, у эмигрантского отребья и этот рейтинг вызвал буйный восторг и злорадное хихиканье. Дескать, вот, смотрите — в Беларуси вообще не оказалось счастливых людей! Так ясное дело, откуда им тут взяться — стонут, бедолаги, в тисках криминала (см. предыдущий рейтинг).
Я, может быть, несколько неожиданно выскажусь. Но все это, как мне кажется… хорошо. Даже очень. Подобные жалкие выходки больше не напоминают о серьезных выпадах против Беларуси. Школярские подлянки в духе плевков в бывшую родину, если смотреть на них глазами взрослых людей, нисколько не пугают. Помните, они верещали что‑то о неминуемом перевороте, о каких‑то «освободителях», о грядущей интервенции и западной помощи… А теперь все. Последние участники переворота обживаются за решеткой, неудачливые «освободители» ударными темпами отбывают к Бандере, потенциальные интервенты опасаются не так дышать в сторону ядерной с недавних пор Беларуси. Как пелось в мультике про козлят: «Баста, карапузики, кончилися танцы!»Страна спокойно готовится к выборам, растит детей и качественно улучшает свою жизнь. А недобиткам остались лишь мелочные проделки в самопальных рейтингах. Пусть тешатся.
Но продолжение, конечно же, следует.
rud@sb.by