Будем откровенны: высокие ставки и инфляция портят жизнь далеко не всем экономическим агентам. Волатильность, дорогие кредиты и скачки цен — золотое поле для разнообразных спекуляций. Ведь недаром же многие предприниматели вспоминают с чувством ностальгии конец 1980-х — начало 1990-х годов! Схемы-то создания капитала тогда были незатейливыми: взял кредит, купил что-нибудь ликвидное (а в условиях дефицита ликвидным являлось большинство тех же потребительских товаров), через неделю-две-три продал намного дороже, кредит отдал, прибыль положил в карман… Вроде бы все честно, законно, по-рыночному. Только такая макроэкономическая среда полностью убивает и производство, и инвестиции. Зачем рисковать, вкладывать большие средства в станки, оборудование, технологии, нести разнообразные риски, когда можно с большим успехом заняться торговлей.
Другой вопрос, что такая «купеческая» модель экономики приводит к деиндустриализации, потере рабочих мест, безработице и обнищанию населения… Хотя есть и успешные предприниматели. Но в данном случае страна, как правило, становится не более успешной, а более коррумпированной.
Эффективная экономика невозможна без стабильной макросреды. Конечно, она не может быть такой везде и всегда. Из-за различных внешних обстоятельств и других форс-мажоров (тот же ковид) могут случаться колебания. Даже очень резкие. Но главное, чтобы они были краткосрочными. Высокая ставка рефинансирования является скорее инструментом стабилизации, а не развития экономики. Впрочем, как и широкая денежная масса, эмиссия и некоторые другие инструменты. Для развития необходимы благоприятный инвестиционный климат, условия для производственного рывка, инноваций — в широком смысле этого слова: и наличие инфраструктуры, политической и социальной стабильности, высокого уровня человеческого капитала, научной базы и множества других факторов.
Другой вопрос, что в мире, особенно западном, последние полвека стало модно все проблемы решать только одной «педалькой» — денежно-кредитной политикой. Особенно усердствовали американцы. И до поры до времени казались успешными ребятами. Благо экономика у них большая. А огромные корабли, как известно, тонут медленно, но ко дну идут быстро, увлекая за собой множество жертв ошибок конструкторов и капитана. Американский экономический «Титаник» уже столкнулся с айсбергом. Оркестр еще играет, многие пассажиры в неведении или надеются на лучшее, но люди, знающие и понимающие, осознают весь масштаб катастрофы и ее неизбежность. Недаром слово «дефолт» в отношении Штатов все чаще звучит на официальном уровне. И не где-нибудь в странах «неприсоединения», а в Белом доме и на Капитолийском холме.
В Беларуси — промышленная модель экономики. И та же ставка рефинансирования по этой причине не является напрямую фактором развития. Но она выполняет важную роль — измеряет «температуру» экономики.
После известных событий в прошлом году Национальный банк прекрасно осознавал все риски, поэтому и повысил ставку. Да, заемные деньги подорожали. Бизнес был, мягко говоря, не очень доволен. Другой вопрос, что у делового сообщества и инвестиционная активность находилась на весьма невысоком уровне. Поэтому появись вдруг дешевые кредиты, очень спорный вопрос: пустили бы их на развитие производства или деньги вылились бы на товарные и валютный рынки, спровоцировали бы необратимую спираль спекуляций, инфляции и курсовых проблем. Да, случилась череда внешних шоков, схватили озноб — что вполне естественно. Ставка рефинансирования отразила это болезненное состояние. Сейчас она снижается — экономика полностью выздоровела, стабилизировалась, вышла на уверенное плато, трамплин для развития.
Конечно, вслед за ставкой рефинансирования снижаются и ставки по кредитам, стоимость которых к ней привязана. Это оживляет внутренний спрос. Мультипликативно запускается еще ряд позитивных для экономики процессов. Но не менее важен психологический фактор. Стоит отметить, что и у граждан, и у предпринимателей Национальный банк пользуется большим доверием. Возможно, не все в полной мере понимают значение ставки рефинансирования и знакомы с тонкостями ее влияния на различные процессы. Тем не менее движение этого индикатора является для многих барометром состояния экономики. И в том числе определяет ожидания и настроения, потребительское поведение, инвестиционные стремления… В конечном итоге экономикой двигают люди. И от их внутреннего ощущения и убеждений немало зависит.
volchkov@sb.by