Как заставить сотрудников зарабатывать?

Барьеры корпоративной лени

В неформальном общении с индустриальными топ-менеджерами довелось услышать о весьма интересной и парадоксальной проблеме. Ниши на российском рынке есть. Наши комплектующие востребованы на конвейерах крупных производителей. Все острее стоит вопрос наращивания объемов производства. Модернизация и расширение — одна перспектива. Но увеличить выпуск продукции можно и в моменте. Однако сказывается человеческий фактор. Рабочий-станочник сегодня может заработать почти как вполне опытный айтишник. Но не всегда зарабатывает. Не хочет. Почему? Очень даже интересная и глубокая проблема. Несомненно, как видится, требующая не менее всестороннего анализа. 

Рисунок Олега Карповича

При всех многочисленных неясностях и неизвестностях в промышленном секторе очевиден тренд на расширение и локализацию. И не только белорусской, но и российской техники. Это серьезная перспектива для белорусской обрабатывающей промышленности. Заключаются выгодные договора по поставкам на конвейер крупных российских машиностроительных холдингов. Но одно дело — зайти на крупное производство, другое — удержать свои позиции. Необходимы и объемы, и соответствующее качество, и динамика технического совершенствования изделий, как минимум не отстающая от развития компании-потребителя.
Будем реалистами: санкционный шок первых месяцев прошел. И несмотря на внешние рестрикции наши компании не являются безальтернативными поставщиками на российский рынок. Компании из других регионов, не являющихся недружественными по отношению к России, увидели свои возможности и начинают выходить с собственными предложениями. Будем говорить прямо: в том числе и в силу определенной конъюнктуры нам удалось занять определенные ниши в России. Но теперь важно их не потерять, а закрепиться. 
И в этом разрезе весьма принципиальным является проблема увеличения объемов производства. Не только в будущем, а в некоторых случаях уже здесь и сейчас. Потребитель ждать не будет, пока мы раскрутимся и удовлетворим их потребности. Да, немало предприятий спланировали и расширение производственных мощностей, и модернизацию. Но на это нужно время. По-хорошему — два-три года. А этом слишком много. Другой вопрос, что не всегда существующие мощности используются на полную. 

Дефицит кадров — известная проблема. И некогда казалось, что люди не очень охотно идут к станку из-за не самой высокой заработной платы в промышленности. Индустриальный сектор по уровню доходов не был в аутсайдерах, но и не являлся лидером. Обычно находился где-то посередине. Однако последние два года продемонстрировали: уровень дохода не является единственным фактором. В кулуарах одного из мероприятий с промышленным топ-менеджеров довелось услышать очень показательную историю. Сегодня рабочий-станочник может очень прилично зарабатывать. Возможности для этого есть. Да, средняя зарплата по одному из предприятий лежит в пределах средней по стране. Но внутри завода она весьма существенно дифференцирована. Устремленные станочники получают и по 4 тысячи рублей. Некоторые даже больше. Но таких около 10—15 процентов. А остальные? 

Не хотят. Как это ни звучит удивительно и неправдоподобно. Им не нужны деньги? Нужны. Но по каким-то причинам они не готовы напрягаться, чтобы повысить свое благосостояние. По крайней мере, на основном месте работы. Средняя зарплата, в принципе, позволяет вполне достойно удовлетворять свои текущие потребности. А силы на работе беречь для дачных участков например. Такая получается картина. Весьма неоднозначная. Причем в большей степени она характерна для государственных предприятий. На частных предприятиях тоже далеко не у всех работников глаза горят. Но как-то сотрудники более ответственно относятся к своим функциям. 

Конечно, у такой пассивности есть достаточно много причин. Это и корпоративная культура, которая не всегда предполагает глубокую вовлеченность работника в общие корпоративные результаты. Нередко люди концентрируются исключительно на своем рабочем месте. Игнорируя в целом задачи предприятия. Мол, это головная боль менеджмента, директора, отраслевого ведомства, местных властей… Кого угодно, но только не его, персональная. Поэтому нет ощущения своей персональной ответственности за общий результат. Отсюда и нет понимания: повышение объемов выпуска — задача более широкая, чем повышение заработка в моменте. Закладывается фундамент устойчивой работы компании в долгосрочный период. Не исключаю, что сказывается и белорусский менталитет, который ставит богатство и материальные блага не на первое место в системе ценностей. 

Но видится, что присутствует и чрезмерная опека государства в соблюдении интересов работников. В какой-то степени даже в ущерб работодателей. И хотя все предприятия существуют в одном правовом поле, однако для государственных правила игры по социальной ответственности более жесткие. Попробуй надави на работника, уговори повысить темп работы или производительность! Поставь более жесткие условия, исходя из производственной необходимости! И избавиться от ленивого сотрудника достаточно проблематично. Далеко не все сограждане умеют и хотят напряженно работать (даже за деньги), но искусство жаловаться (благо закон об обращении граждан действует бесперебойно) освоили очень многие. Плюс еще сказывается дефицит рабочей силы — объективный императив. И работодатель понимает: избавишься от одних, но где взять более амбициозных? 

Надо признать, что почти нулевая безработица до минимума снижает шанс остаться на улице. Он практически полностью исключается. С социальной точки зрения всеобщая занятость является благом. Но тогда исчезают соревновательный принцип, конкуренция, пропадает стимул к передовому движению. Напрочь исчезает желание напрягаться. По крайней мере, у значительного большинства. А плюс еще непробиваемый социальный пакет. Не воспользуется предприятие шансом, не закрепится в новых рыночных нишах — все равно оно продолжит работать. И будут платить зарплату. Да, в этом случае заработать много, наверное, не получится. Но некие средние показатели по доходам будут соблюдаться. Власти как-то будут решать проблему, искать заказы. 

Наверное, назрела необходимость выработки инструментов пробуждения массовой пассионарности. Конечно, с соблюдением социальных стандартов. Но и с более справедливым распределением ответственности между работником, компанией и государством. Чтобы социальные гарантии были направлены на выравнивание конкурентных возможностей в обществе. Но не порождали неочевидное иждивенчество на корпоративном уровне. Ведь сегодня получается, что рвут жилы у станков 10—20 процентов работников (по крайней мере, на упомянутом предприятии). А остальные находятся в высшей степени равнодушном состоянии и весьма комфортно себя чувствуют. Фактически получается, что трудоголики тянут на себе весь груз сложностей в моменте. Но результатами их усилий будут пользоваться все. Ленивые эксплуатируют активных? Не очень справедливо. Особенно в ситуации, когда промышленности нужен и количественный, и качественный рывок. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter