В афиши Купаловского театра вернулась «Чорная панна Нясвiжа». После принятия курса на последовательное насыщение репертуара историческими спектаклями с опорой на национальную драматургию решение это казалось лишь вопросом времени. Медлить не стали: сегодня зрителей приглашают на премьеру самой красивой (и, возможно, самой известной!) истории любви на белорусских землях — короля Жигимонта II Августа и той самой «чорнай панны» Барбары Радзивилл.
Главная роль в новом спектакле досталась Таисии Введенской — дебютантке на сцене Купаловского театра.
Каждому школьнику известно: в комплекте с любым белорусским замком почти всегда идет страшилка о местном привидении и об извилистых подземных лазах. Несвижскому дворцу повезло вдвойне. Вы, конечно, помните легенду: Жигимонт Август встретил прекрасную Барбару — на то время вдову Станислава Гаштольда — и потерял голову от страсти. Брат Барбары Николай Радзивилл, по прозвищу Рыжий, даже устроил подземный ход между своим домом и королевским, чтобы влюбленные могли встречаться. В конце концов Жигимонт Август наперекор матери Боне Сфорца и всей Польше сделал Барбару королевой... Далее история переходит уже в разряд паранормальных, однако на сцене Купаловского от замкового спиритизма почти ничего не останется. С премьеры первого спектакля, напомним, прошел 21 год, но пьеса Алексея Дударева в постановке Валерия Раевского все еще, уверены в театре, будет интересна зрителям.
К налаживанию прерванной связи времен Купаловский подошел предельно тактично и аккуратно.
Королева Бона Сфорца (Алла Ельяшевич) — одна из самых известных отравительниц в истории. Но действительно ли она виновна в смерти Барбары Радзивилл?..
Все здесь — от задумки режиссера Раевского до сценографии Бориса Герлована — останется прежним.Поэтому «Чорная панна Нясвiжа» — даже не новинка, а бережно восстановленная версия постановки 2000 года, обращает внимание режиссер по вводам Зинаида Веденина:
— Вообще, с этим спектаклем нам удивительно везет. Смеемся, что сама Барбара помогает. Например, по разным причинам не должна была состояться репетиция. Но вдруг — раз! — и все сложилось. Или, скажем, были проблемы с актерскими вводами — они вдруг решились самым чудесным образом. В общем, есть ощущение, что все вокруг делается для того, чтобы спектакль получился.
Зинаида Веденина.
Главную роль в мистической легенде про любовь в одном действии (так когда-то обозначил жанр постановки Валерий Раевский) получила 30-летняя уроженка Гомеля Таисия Введенская. Актриса, к слову, выпускница знаменитой московской «Щепки» (Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина). Последние десять лет девушка жила и работала в России, но в прошлом году вернулась на родину. Узнав о кастинге в Купаловском, решила попробовать. И скоро раздался звонок.
— Не буду лукавить, я мечтала о такой роли. Во-первых, потому что очень люблю исторические спектакли. Во-вторых, сыграть в постановке легендарного Валерия Раевского — это одновременно и большой подарок для актрисы, и большая ответственность.
С одной стороны, предельно понятный материал — «Бог ёсць Любоў», но при этом его нужно сыграть так, чтобы это было светло и чисто.
Сравнений с коллегами и предыдущими купаловскими Барбарами Таисия не боится. На чужие мнения отвлекаться не собирается, в фокусе все это время держит один-единственный интерес: сделать свое дело, сыграть так, как чувствует и понимает.
За сценографию спектакля отвечает Борис Герлован, за дивную музыку — композитор Виктор Копытько.
— Конечно, разговоров не избежать. Но это нормально, это театр: мы показываем, зрители смотрят, обсуждают, у каждого складывается некое впечатление. Сколько было артистов, сыгравших Гамлета или Джульетту? И все разные, и всех сравнивают. Главное для нас — мир внутри коллектива. А если будет мир на корабле, то что нам ветер в спину?
Бону Сфорца в спектакле сыграет заслуженная артистка Алла Ельяшевич, Жигимонта II Августа — Михаил Свито, Мнишека — Владимир Иванов.Роль брата Барбары, Николая Радзивилла Рыжего, досталась Василию Сушицкому, засветившемуся в двух предыдущих проектах театра — «Вечары» и «Паўлiнцы»:
— Да, к огромному сожалению, столетняя история Купаловского в прошлом году прервалась, многое было утеряно. Но благодаря этому сегодня появился новый нерв, новая энергия, которая есть только здесь и сейчас.
У нас нет усталости, заштампованности. Глаз горит даже у тех, кто на порядок старше.В «Чорнай панне Нясвiжа», признается Василий, ему играть пока проще всего:
— В этом спектакле я намного ближе к своему персонажу, чем в любом другом. Даже в силу возраста: в «Паўлiнцы» и «Вечары» мои герои намного старше. Здесь же на сцене — фактически я, но с поправкой на предлагаемые обстоятельства.
— Наш спектакль о любви в первую очередь. Спасибо старшим коллегам, которые прожили на этой сцене столько жизней: они поддерживают, помогают, подсказывают. Так я постепенно преодолеваю свой страх большой сцены, новой работы.
Чуть позже восстановленная версия «Чорнай панны Нясвiжа» наверняка обретет спокойное дыхание и задержится в репертуаре на долгие годы.
Артисты отвечают не только за себя, но и за новую историю Купаловского. Приходите их поддержать. Ближайшие показы пройдут 16, 17, 21 и 24 июня.leonovich@sb.by