Предприимчивые люди всегда стремятся заработать на услугах, потенциально востребованных у населения. Даже если эти услуги весьма специфические. В России в этом году могут появиться коммерческие вытрезвители. «Известия» пишут, что в третьем квартале Минюст РФ завершит экспертизу документа, определяющего порядок работы таких заведений. Предполагается, что бизнес будет ответствен за размещение нетрезвых постояльцев и медуслуги для них, а поставлять клиентов поручат МВД. Насколько жизнеспособен и этичен подобный сервис? И целесообразно ли белорусам перенимать данную инициативу соседей? Мнения редакционных спорщиков разделились. Один считает, что перебравший человек имеет право на предупредительное и учтивое отношение персонала учреждения вынужденного временного пребывания, а также на комплекс реабилитационно-медицинских услуг — если, конечно, готов за это заплатить. Второй же полагает, что не следует поощрять разнузданное пьянство и делать из невменяемых граждан VIP-клиентов. Любопытно, что скажет по этому поводу наш независимый от вредных привычек и коммерческих начинаний третейский судья?
Сервис на слабости
«Весело веселье — тяжело похмелье» (Вадим Цыганов, поэт и продюсер, автор слов песни «Русская водка»).
Вытрезвитель на самоокупаемости? Дорогое удовольствие для клиентов. И, на мой взгляд, Вика, очень вредное. Правило номер один для ударившегося в веселье человека — не переборщить. Если уж не рассчитал силы — надо, чтобы тебя кто-то довез до дома. Или до больницы, если дело совсем худо. Вытрезвитель же еще со стародавних советских времен является местом для естественного восстановления организма и личности в спартанских условиях. Таким он, на мой взгляд, и должен оставаться — местом, которого нормальный человек должен опасаться и которое готов обходить за три версты (если, конечно, может стоять на ногах).
Кстати, в период журналистской юности мне доводилось делать репортаж из одного такого заведения. По своей воле туда явно никто бы не сунулся — милиция привозила граждан в отключке или полуотключке, а вытрезвление проходило на жестких койках в прохладных камерах. Буйствующих связывали до полного успокоения. В общем, так себе счастье. Наследники советских вытрезвителей в Беларуси — не такие уж и многочисленные специализированные изоляторы — также не блещут удобствами. Хоть камеры и называют палатами, обстановочка скудная: пол из плитки, надежные, а потому малокомфортные лежачие места с непромокаемыми матрасами, окна с решетками. Пребывание здесь, между прочим, стоит денег — 2,5 базовой величины.
Если в Беларуси специзоляторы появились достаточно давно, то в России речь пока идет о попытке возрождения системы вытрезвителей. Но что важно, по принципу государственно-частного партнерства. Лечить алкогольное отравление в таких заведениях также не будут. Предлагается оказывать лишь четыре услуги: естественное вытрезвление в срок до 24 часов на спальном месте, предоставление питьевой воды, санитарная обработка и временная одежда (если собственная в негодном состоянии). А теперь — внимание! — вопрос: насколько навязчивым будет новый сервис? Когда речь идет о прибыли, совесть у некоторых людей частенько дает сбой. Будут ли установлены четкие критерии — кого в вытрезвитель, а кого к медикам или домой? Где гарантии, что у проспавшихся клиентов есть средства на оплату навязанных накануне услуг? Вопросов много, и я, Вика, не уверен, что к моменту появления «вытрезвителей 2.0» на них будут получены четкие и однозначные ответы.
Допустим, однако, что небедные любители веселящих напитков с пониманием примут появление усовершенствованного формата перевалочных порталов между невменяемостью и трезвостью. Предположу на минуту, что ночлег в вытрезвителе будет организован не хуже, чем в гостинице небольшого райцентра. Что дежурный медик будет внимателен и компетентен, а стражи порядка — предупредительны и обходительны. Как мне кажется, это может стать поводом для самоуспокоения пьющих людей. Мол, если и переберу, то при любом раскладе проведу ночь не на улице и не в отделении, а под теплой крышей и в более-менее приличных условиях. Такого нельзя допускать. А для богатых пьяниц сегодня доступна иная услуга — выведение из запоя на дому. Врач приезжает по вызову, осматривает пациента, оценивает тяжесть состояния, а также особенности случая, назначает препараты, находится рядом 1,5—2 часа, проводит процедуры и дает инструкции родственникам. Затем оставляет таблетки на последующие два-три дня с описанием их приема, выписывает рецепты на дополнительное лечение в ближайшее время. Но для получения такого лечения нужно хотя бы самостоятельно добраться до дома, а не быть привезенным в вытрезвитель. Сам человек должен решать, оставаться ему вменяемым или просыпаться на холодной казенной койке. И второй вариант, Вика, как мне кажется, должен быть возведен в ранг наказания, а не услуги.
Подведем итоги. Пьянство до полуобморочного состояния — не подвиг, а вытрезвитель не должен превращаться в пятизвездочный отель или санаторий. Ночлег в казенном доме — это расплата за неприемлемую неумеренность в желаниях, а не средство наживы на человеческих слабостях. Вот интересно, Вика, с чем ты не согласна?
nesterov@sb.by
Как в лучших домах
«Жизнь — это больница, где каждый пациент мечтает перебраться на другую кровать»
(Шарль Бодлер, поэт).
(Шарль Бодлер, поэт).
Определись, Александр, с чем ты борешься, с социальным явлением? Пьянства нельзя допускать? Так это пустые слова. Люди пили и пить будут. И сам факт того, что в каждой стране ищут новые оптимальные способы вытрезвления перебравших граждан, говорит о многом. В изоляторах, где ты имел счастье делать репортажи, что же, по-твоему, все посетители были беспробудными и пропащими, не заслуживающими простого человеческого участия? Да нет же. Каждый из нас, пьяный или трезвый, вправе рассчитывать на цивилизованное к себе отношение. Ситуаций, при которых индивид может оказаться на улице в беспомощном состоянии, тысячи. А людей, которые проходят у нас через вытрезвители ежегодно, — десятки тысяч. Вспоминаю, как один знакомый поэт слегка не подрассчитал свои силы, отмечая премию, и обнаружил себя под «хрустальным» мостом, и показалось ему, что он уже умер. И увидел он двух ангелов, которые взяли его под руки и повели вдоль Свислочи к божественному чертогу. Спустя пару часов он понял, что ангелы были милиционерами, а волшебный зал приемов — изолятором временного содержания. Начальник учреждения, возвращая поэту вещички, как-то умело с ним побеседовал, с тех пор — а прошло уже 15 лет — мой знакомый стихотворец со вселенной разговаривает всухую, не прибегая к обманной помощи вина.
Нам с тобой не дано предугадать, насколько честными и порядочными будут сотрудники частных вытрезвителей, но сама вероятность их наличия со всех сторон тенденция позитивная. Во-первых, сфера услуг в Беларуси растет впечатляющими темпами и формирует почти половину внутреннего валового продукта (в 2020 году — 49,1 процента). Больше половины населения страны вращается в этой сфере, очаровывая каждый день нас все новым и новым сервисом — клинеры, перевозчики, доставщики, упаковщики, трезвые водители, выгульщики собак. Естественным в этом ряду выглядит и коммерческий вытрезвитель: спрос, как мы оба с тобой понимаем, очевиден. Плюс дополнительные рабочие места. Знаю среди своих фейсбучных друзей много таких общественников, волонтеров духа, готовых помогать 24/7 попавшим в беду — котам, птицам, людям. Не станешь же ты отбирать у них мечту позаботиться об оступившихся, пьяницах в том числе, коль скоро такое желание обуревает.
И потом, у каждого человека должен быть выбор, где ему в чувство приходить: на комфортном ортопедическом матрасе, в спартанском изоляторе, на больничной койке или под мостом. Состоятельный человек может себе позволить чистую койку, Александр. Зачем тебе беспокоиться о том, что это дорогое удовольствие? Алкоголизм вообще мероприятие не из дешевых, его пагубное влияние на судьбы людей и их благосостояние изучено во всех подробностях. Тем не менее отрезвляющего эффекта даже самые страшные истории падения в грязь не производят, так что позволь людям хотя бы просыпаться на чистой простыне.
Наконец, любой частный предприниматель проходит у нас тщательную проверку на соответствие и законность, и если что-то пойдет не так, учредители коммерческого предприятия берут на себя серьезную ответственность, затевая бизнес на вытрезвлении. Можно только пожать мужественную руку тем, кто займется столь нелегким ремеслом, разгрузив медиков и милиционеров, пожелать им удачи и небуйных клиентов.
vikisb@yandex.ru
Брейк!
Мужской солидарности вопреки должен заметить, что по душе мне больше рассуждения Виктории. И не оттого, что, как в известном анекдоте, новые вытрезвители «ведь строим для себя». А потому, что, как говорил в «Покровских воротах» тоскующий служитель Мосэстрады, «а кто не пьет, назови?!». Но зачем же такого условного Велюрова помещать в спартанские условия с непромокаемыми матрасами и непросыхающими соседями? Помню, наша газета как-то писала про свежеиспеченного Героя Социалистического Труда, который в 1970-е не рассчитал свои силы, отмечая награждение, и после банкета в цековской гостинице «Октябрьская» очнулся в таком вот изоляторе — без удобств, но с золотой звездой «Серп и молот» на груди.
Александр, чем плохи бизнес и комфорт в этой сфере? Те же «водочные туристы» из Финляндии, еще в 1980-е освоившие алкогольно-морские туры в Эстонию, плавали на вполне себе комфортабельном пароме Georg Ots и прочих люксовых судах. Ведь пьяный не значит бесправный. Да и по поводу навязчивости нового сервиса волнения мне представляются напрасными: сомневаюсь, что откровенного забулдыгу-асоциала ушлые коммерсанты потащат в свои фешенебельные номера, где тот будет испытывать ортопедический матрас на непромокаемость. Это пятизвездочный отель или санаторий, а также приемный покой больницы не должны превращаться в вытрезвитель! А наоборот — почему бы и нет? У человека состоятельного и ответственного перед обществом есть полное право повесить на грудь или положить в бумажник бейдж «Если я переберу, доставьте меня, пожалуйста, по адресу…» (как это делали шотландские болельщики в Минске в 2005-м). И даже оплатить эту услугу заранее, а то и купить абонемент. Сегодня некоторые загодя сами бронируют себе места на кладбище. Так почему же не дать возможность и временный отдых после схватки с зеленым змием сделать комфортным? Да и государству польза: больше налогов и меньше риск ограбления состоятельного гуляки. Словом, логичным считаю победу присудить тезке ее богини.
osipov@sb.by