Рукотворные препятствия
Официальный Вильнюс выбирает сторону мнимых угроз — видимо, именно так проще всего оправдываться перед собственным народом за политические авантюры. Литва в одностороннем порядке закрыла два погранперехода. Они были не самыми загруженными, но достаточно популярными у жителей приграничья. Теперь там баррикады — например, в пункте пропуска «Шумскас — Лоша» литовские военные поставили бетонные блоки и размотали колючую проволоку в несколько слоев. Ежедневно здесь границу пересекали сотни автомобилей. Соседи активно пользовались возможностью приезжать в Беларусь без виз.От недальновидных решений больше всего пострадают жители приграничной местности, и прежде всего со стороны Литвы. Вильнюс объясняет свой ход угрозой национальной безопасности Литвы, которая якобы исходит от Беларуси. Тут вспомнили при случае и то, что наши военные проводили тренировки с бойцами ЧВК «Вагнер». Однако очевидно, что истинные причины в другом. Одна из них — требование Евросоюза оборудовать пункты пропуска сканерами для досмотра автотранспорта, но денег у Литвы ни на оборудование, ни на его установку нет.
Пожалуй, главная подоплека ситуации заключается все-таки в том, что литовских политиков компрометируют обычные граждане. Простые люди с удовольствием пользовались белорусским безвизом и регулярно ездили к нам, в том числе за дешевыми товарами, значительно более доступными для них медуслугами и т.д. Но сегодня все усложняется, и граждане сопредельной страны признаются, что очень разочарованы из-за того, что власти закрывают границу.
Власть должна слышать народ
С начала действия безвизового режима Беларусь посетили свыше 670 тысяч иностранцев. И больше всего среди них литовцев. Согласно данным государственной пограничной службы Литвы, в июне они пересекли границу около 96 тысяч раз, а в мае — около 80 тысяч.Жительница приграничного района Раса свидетельствует:
— В Беларуси определенные товары очень дешевые, особенно продукты. Например, растительное масло можно купить за один евро, спиртное, сигареты и многое другое тоже намного дешевле, чем в Литве. Мы очень разочарованы, что границы закрывают, теперь жить будет сложнее.
Начальник погранперехода «Твярячус» Марюс Гаруцкас подтверждает:
— Многие в Беларусь ходили за покупками пешком, оставляя свои машины перед границей. Например, в магазин беспошлинной торговли, чтобы купить там продукты.
Откровенен и литовский водитель-международник, находящийся в длинной очереди грузовых автомобилей на переходе «Каменный Лог»:
— У нас марионеточное правительство, что оно может само сделать? Мы воспринимаем эту ситуацию с закрытием переходов очень плохо, но нас никто не слышит, о какой демократии можно говорить? В Беларуси все по-другому, и власть общается с народом, я же вижу.
Миф об угрозе не прошел
Простым людям, как литовцам, так и белорусам, этот беспредел, который устроили на погранпереходах прибалтийские и польские власти, не нужен, считает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Олег Гайдукевич. Наши народы хотят дружить и общаться, развивать торговлю и туризм — зачем возводить искусственные барьеры и занавесы? Даже заместитель министра иностранных дел Литвы официально заявил, что после того как весной прошлого года появился безвизовый режим въезда в Беларусь для жителей Литвы, Польши и Латвии, количество посещений нашей страны увеличилось, и это правда. Но зачем параллельно говорить, что это расценивается как угроза для граждан Литвы, потому что каждый из них может стать мишенью силовых структур Беларуси? В эти сказки, распространяемые перепуганными западными властями, никто не верит. В итоге информационная кампания, проводимая Вильнюсом на границе с Беларусью, не смогла остановить литовцев, направлявшихся к нам. Поэтому понадобились другие меры.Секреты успеха
Прибалтийские страны и Польша сегодня погрязли в мифической российско-белорусской угрозе. Это уже прочный тренд, за который они получают подачки от Запада, прежде всего на оборону. Нет угрозы — нет и денег. Именно это поставило наших соседей в фатальную зависимость наподобие наркотической от своих хозяев. Безусловный лидер в этом отношении сегодня — Польша, и Литва тоже не хочет отставать. А о чем мечтают обычные люди? О хороших отношениях с соседями, ведь это прямой путь к развитию экономики и повышению уровня жизни. Посудите сами: что надо для того, чтобы литовцы перестали жаловаться на непомерно высокие тарифы на коммунальные услуги? Выход простой — надо начать покупать дешевую белорусскую электроэнергию. Но сегодня все наоборот — заокеанские указания делают свое дело. Но так вечно не будет, ведь политики приходят и уходят, а народы и их интересы остаются, считает Олег Гайдукевич.Страны Балтии и впредь готовятся нагнетать ситуацию на границе. До конца месяца ожидается, что Вильнюс, Рига и Варшава обсудят возможность полного закрытия границы с Беларусью. Но людям из этих и других европейских стран уж точно путешествовать легче не станет. К тому же такое решение, если его примут, прямым образом нарушает право на свободу перемещения. Но западным политикам, похоже, не до прав человека. И это они явно показали в ситуации с беженцами, которых регулярно выкидывают со своей территории через калитки для животных. А интересы десятков тысяч обычных граждан прибалтийские власти попросту игнорируют.
ДОСЛОВНО
«Решение литовской стороны временно закрыть под надуманными предлогами пункты пропуска «Лоша — Шумскас» и «Видзы — Твярячус» продиктовано политически мотивированным желанием создать препятствия для собственных граждан, в том числе регулярно посещающих Беларусь в рамках безвизового режима. Официальный Вильнюс уже давно и безуспешно пытается не допустить поездок литовцев в нашу страну, придумывает несуществующие угрозы в духе холодной войны с одной целью — скрыть неудобную для него правду о ситуации в Беларуси, которая резко контрастирует как с западной пропагандой, так и ситуацией в самой Литве», — отметили в МИД Беларуси.
В ТЕМУ
Сегодня на оставшиеся четыре действующих пункта пропуска с Литвой нагрузка возрастает. Ближайший — «Каменный Лог». И если белорусская сторона заявляет о готовности оформлять больше транспорта, то информации от литовских коллег никакой нет. По словам начальника таможенного поста «Каменный Лог» Сергея Матвеева, таможенные органы Республики Беларусь будут в полном объеме продолжать выполнять все свои функции. Смены будут усилены сотрудниками, обеспечив тем самым ритмичное оформление документов и комфортное пересечение границы как для граждан, так и для транспортных средств.
shamko@sb.by