Инесса Плескачевская и Валентин Елизарьев.
— Валентина Николаевича, к счастью, долго уговаривать на книгу не пришлось, — рассказала Инесса Плескачевская. — Мы знакомы много лет, он читал мои предыдущие книги, полностью мне доверился, и я ему за это очень благодарна, потому что для меня это потрясающий опыт.
Это была первая книга, с которой мне не хотелось расставаться. Было даже немного обидно, когда ее дописала. Я получала огромное удовольствие в процессе работы от общения с людьми, которые согласились дать интервью. Там огромное количество удивительных личностей. Самыми сложными с точки зрения «как это сделать» стали интервью с Михаилом Барышниковым и Родионом Щедриным.Как отметила Инесса, о Валентине Елизарьеве написано уже очень много книг:
— Все эти книги я прочитала. Когда пишешь о художнике такого масштаба, очень сложно не повториться. Поэтому я хотела написать ее несколько по‑другому, и, как мне кажется, это удалось. Я исходила из сильных сторон своей творческой натуры, а моя сильная сторона — это делать интервью, поэтому основу книги составили беседы с людьми, которые встречались Валентину Николаевичу на протяжении его жизни.
Сам Елизарьев, кажется, крайне доволен результатом. По первым приведенным цитатам сложилось впечатление, что удалось избежать банальной словесной патоки, а тон книги получился взвешенным и профессиональным.
— С автором книги мы дружим много лет, — сказал Валентин Николаевич. — 15 раз наш театр гастролировал в Китае, и мы всегда встречались с Инессой, обсуждали спектакли. Она очень требовательный, дотошный, въедливый зритель и критик, который досконально знает всю мировую и белорусскую историю балета.
Страсть к балету у Плескачевской проявилась еще в юности. В какой‑то момент она даже вылилась в полное неприятие театра драматического.
— Я не понимала, зачем разговаривать на сцене? — улыбается Инесса. — Ведь все можно сказать движением, жестом, телом!
Собрать под одной обложкой культовые имена мировой культуры, не забыть при этом в горячке про белорусских звезд балета — подход автора действительно вызывает восхищение.
— Горжусь тем, что поговорила с Михаилом Барышниковым, который в принципе интервью никогда не дает. Они когда‑то учились с Елизарьевым в одном хореографическом училище имени Вагановой в Санкт‑Петербурге, жили в одной комнате в интернате. Барышников сделал исключение из своей практики и поделился воспоминаниями о том периоде жизни. Также о Валентине Николаевиче говорят Генрих Майоров, Борис Эйфман, Нина Ананиашвили, Андрис Лиепа, наши белорусские артисты, которые стали звездами после постановок Елизарьева, — обращает внимание Инесса Плескачевская. — Когда автор начинает писать ту или иную книгу, у него есть изначальное представление о том, что должно получиться в итоге. Здесь же результат был совершенно непредсказуем. Из 12 часов разговора с самим Валентином Николаевичем, естественно, в книгу вошло не все. Насколько это возможно, предельно откровенно со мной побеседовали его супруга Маргарита Николовна, его дети Александр и Анна.
По мнению Инессы, благодаря открытости ее собеседников и уникальному широкому спектру мнений удалось выйти на некое философское обобщение и рассмотреть феномен человеческого творчества:
— Я действительно удивлена и рада, что получилось именно так. В книге зафиксировано очень много разных нюансов и подробностей о природе замысла, о рождении спектакля как такового. Об этом рассказывают ученик Елизарьева, известный хореограф Раду Поклитару, семья гениального художника Евгения Лысика, с которым Елизарьев поставил пять балетов. Интересное интервью получилось с народным артистом Беларуси Владимиром Ивановым, лучшим исполнителем партии Бога в балете Елизарьева «Сотворение мира» на музыку Андрея Петрова. Владимир Владимирович подробно описал, как он работал над своими образами.
Самые теплые слова в адрес мастера сказали на презентации и его «музы» — артистки балета Людмила Бржозовская, Инесса Душкевич, Татьяна Шеметовец. У каждой из них есть своя звездная партия, роль, ставшая судьбой. Без Елизарьева их путь в балете не был бы таким звездным.pepel@sb.by