Что необходимо, чтобы преуспевать и конкурировать: как идет цифровое преобразование в белорусских организациях

Бал правит цифра

В несколько кликов, не выходя из дома, мы приобретаем билеты на поезд или самолет, заказываем еду с доставкой или талон к врачу, присоединяемся к онлайн-конференции — внедрение современных цифровых технологий в различные сферы деятельности значительно облегчает и упрощает нашу жизнь. Что касается цифровизации экономики, то она предоставляет бизнесу воистину бесконечные возможности: ускорение коммерческих процессов, доступ к электронным площадкам для торгово-закупочной деятельности, возможность контроля и аналитики данных на производстве, что позволит наиболее оптимально загружать оборудование и разрабатывать стратегию развития предприятия. Итог — оптимизация закупок и процессов, наращивание объемов производства, выход на новые рынки, причем все это в ускоренном темпе. О цифровом преобразовании в организациях реального сектора страны, актуальных проблемах и перспективах, а также о мерах его поддержки «Р» рассказал Денис Муха, директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси.

КОЛЛАЖ АННЫ ВЯЖЕВИЧ

Приоритеты развития

Цифровые инновации оказывают глубокое влияние на общество и экономику, предоставляя ряд возможностей, кардинально преобразуя отрасли, изменяя существующие бизнес-модели. Они влияют на скорость развития бизнеса, создают дополнительные конкурентные преимущества, обладают огромным экономическим потенциалом. Поэтому цифровое преобразование становится главной задачей для большинства предприятий.

— Чтобы понять, на каком этапе находятся компании, с какими проблемами они сталкиваются, в какой поддержке нуждаются, сектором цифровой трансформации экономики Центра инновационной и инвестиционной политики Института экономики НАН Беларуси проведено исследование цифрового преобразования в организациях нашей страны, — рассказал Денис Муха. — Разработана концептуальная схема оценки, которая включала характеристику организации — ее деятельности, цифровой готовности, подходов к формированию кадрового потенциала, обладающего цифровыми компетенциями, финансового обеспечения цифрового преобразования, оценку рисков и другие факторы.

На основе методических подходов разработана специальная анкета для руководителей организаций. Для участия в анкетировании отбирали предприятия с различными видами основной продукции, численностью занятых, формой собственности. При этом необходимым условием являлось наличие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): интернета, веб-сайта, электронной почты.

В опросе приняли участие 195 предприятий.

— Большинство опрошенных руководителей считают, что цифровое преобразование организации в настоящее время является необходимым условием, чтобы конкурировать и преуспевать, — отметил Денис Викторович. — Так, 59 процентов руководителей сообщили, что цифровая трансформация является приоритетом развития их компании. При этом 60,5 процента организаций считают, что частично подготовлены к осуществлению цифрового преобразования. Менее четверти респондентов ответили, что подготовлены хорошо.


Исследование показало, что белорусские компании проходят сейчас разные стадии цифрового преобразования — от ранней до зрелости. Большинство компаний (или 54,7 процента) определили уровень зрелости цифровой трансформации организации как средний, то есть деятельность по цифровому преобразованию осуществляется, но развернута лишь частично. В то же время значительная часть организаций (20,8 процента) многие мероприятия по цифровизации еще не осуществляла и находится на раннем этапе. Что касается предприятий, где основные действия по цифровому преобразованию проводятся и поддерживаются, а значит, находятся на стадии зрелости, то их количество составило лишь 3,6 процента.

— Выделяются как компании с четко сформулированными стратегиями и планами по цифровой трансформации, распределением функционала на всех уровнях (от руководителя до рядовых сотрудников), так и те организации, которые не имеют конкретного видения по цифровизации бизнеса, но при этом осуществляют мониторинг цифрового преобразования, — продолжает собеседник.  — Для предприятий, находящихся на стадии зрелости или же на продвинутом этапе, характерно наличие одного из основных стратегических (программных) документов или же их комбинирование, определение функционала и ответственности сотрудников, а также мониторинг процесса и измерения результатов цифрового преобразования, в том числе в соответствии с четко определенными целями и ключевыми показателями эффективности. Для средней стадии также характерно наличие одного из основных стратегических (программных) документов или их комбинирование. Более половины компаний заявили о наличии плана цифрового преобразования. Ну а в большинстве компаний, находящихся на ранней стадии цифровых процессов, основным мероприятием является проведение мониторинга. Следует отметить, что почти в половине исследуемых организаций отсутствуют должности, ответственные за управление цифровым преобразованием.

Связанные одной сетью

Базой для цифровой трансформации является инфраструктура, которая включает эффективные, надежные, доступные широкополосные сети и услуги связи, данные, программное обеспечение и аппаратные средства.

— Возможностью использовать в своей работе электронную почту и сеть Интернет располагают 100 процентов организаций-респондентов, локальные вычислительные сети — 83,1 процента, что показывает высокую готовность к цифровому преобразованию, — подчеркивает директор Института экономики НАН. — Большинство компаний (98 процентов) использовали собственный веб-сайт для продвижения товаров и услуг. Многие включают такой интернет-инструмент, как продвижение корпоративного сайта в поисковых системах с целью предоставления потребителям необходимой информации, увеличения продаж товаров и услуг, улучшения пользовательского опыта и формирования лояльности к бренду. Среди наиболее часто используемых инструментов интернет-маркетинга отмечены мессенджеры для связи с клиентами.

Важным аспектом цифрового преобразования является высокий уровень автоматизации и информационной поддержки деятельности организации, так как для многих цифровых технологий автоматизированные системы являются базой для внедрения. Например, использование интернета вещей (IoT), больших данных (Big Data) тесно связано с системами управления производством (MES) и планирования ресурсов предприятия (ERP). Применение технологий IoT, Big Data и машинного обучения для управления глобальными цепочками поставок и распределенными производственными активами также подразумевает использование ряда автоматизированных систем управления предприятием, например, ERP, CRM, SCM (управление цепочками поставок). Таким образом, внедрение базовых систем автоматизации и их дальнейшее совершенствование может стать ключевой возможностью для начала цифрового преобразования всей организации. По данным Института экономики НАН Беларуси, в той или иной степени информационные системы, автоматизирующие процессы учета, планирования и контроля, внедрены в 64 процентах организаций.

Станем восприимчивей

Цифровая трансформация связана не только с распространением технологий, но и с дополнительными инвестициями в систему непрерывного обучения специалистов.

— Чтобы успешно осуществлять цифровые преобразования, необходимо обеспечить наличие в организации сотрудников с новым профилем профессиональных компетенций, обладающих критическим и междисциплинарным мышлением, гибкостью и способностью к комплексному решению проблем, креативностью и инициативностью, эффективной коммуникацией и эмоциональным интеллектом, — уверен Денис Муха. — Можно отметить, что более четверти респондентов не испытывают проблем с поиском и наймом необходимого персонала. Наиболее востребованные специалисты — разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений, специалисты по базам данных и сетям, а также по информационной безопасности, бизнес-аналитики, специалисты по работе с большими массивами данных.

— Проведенное исследование позволило определить факторы, которые препятствуют цифровому преобразованию предприятий, и предложить ряд мер для повышения восприимчивости цифровых технологий в организациях реального сектора экономики, — подытоживает собеседник. — Преодолеть отсутствие корпоративного видения преимуществ цифровизации помогут комплексные национальные инициативы и программы, отражающие ее воздействие на различные сферы деятельности, направленные на укрепление конкурентных преимуществ экономики путем стимулирования научно-технических инноваций в тесном сотрудничестве с предприятиями, модернизацию промышленности в стране, а также на обеспечение устойчивого роста производственного сектора и сферы услуг (концепции умных городов, «Индустрия 4.0» и др.).

Эксперт убежден: необходимо внедрение широкой нормативной базы, в том числе специальных правовых режимов для поддержки разработки и внедрения цифровых технологий нового поколения, содействия сбалансированной конкуренции в рамках инициатив компаний по разработке и тестированию инновационных продуктов и услуг, позволяющих быстро адаптироваться к изменениям в технологиях и бизнес-моделях.

Он отмечает, что развитие цифровой инфраструктуры, привлечение IT-специалистов требуют финансовых затрат, к которым готовы не все предприятия. В этом случае, по мнению экспертов, может помочь субсидирование проектов цифровизации, разработка мер, направленных на поддержку в приобретении цифровых приложений и во внедрении прорывных технологий, льготы, в том числе налоговые, а также преференции.

Среди предлагаемых мер — разработка стратегических документов по созданию современной инфраструктуры ИКТ, развитию широкополосной связи высокого качества, увеличение инвестиций в безопасные центры обработки данных и развитие облачных сервисов. Компаниям, которые не обладают достаточным опытом в автоматизации и цифровизации бизнес-процессов, следует оказывать информационную и консультативную поддержку. Необходимо расширять участие Беларуси в работе по международной стандартизации. Так, разработка национальных стандартов и создание системы сертификации при построении инфраструктуры для цифрового преобразования позволит создавать стандартизированные демонстрационные системы и использовать их в качестве эталонных моделей при внедрении умного производства. В этом случае организации смогут провести преобразования быстро и с меньшими затратами.

Впрочем, как показывает практика, внедрить новые технологии в производственную цепочку не так уж и сложно, гораздо труднее интегрировать их в повседневную работу сотрудников. Поэтому в любом случае главным определяющим фактором любых преобразований остаются люди.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter