Прежде чем браться за дело, Елена с командой единомышленников провела небольшое исследование, опросив более 60 дачников–пенсионеров: важна ли для них эта тема, готовы ли они торговать через интернет? Поинтересовались и мнением потребителей. Что оказалось? Более 90% тех, кто покупает фрукты, овощи, зелень у бабушек на улицах, остаются довольны. Для трети главный мотиватор — это натуральность продуктов. Еще треть открывает кошелек из желания поддержать пенсионеров материально. Играет свою роль и доступная цена... В целом же за интернет–магазин домашних продуктов высказались 60% опрошенных минчан, которые до этого уже покупали что–то у пенсионеров.
Нашла поддержку эта идея и на недавнем конкурсе социальных проектов Social Weekend 8. А главное, несмотря на опасения быть непонятыми старшим поколением, инициаторы получили добро уже от десятка потенциальных поставщиков. Среди них и пенсионерка Надежда Булкина из Молодечно. Говорит, пару лет назад купили с мужем дом в Вилейском районе. Участок — 25 соток. Сначала думали для своей семьи продукцию выращивать, для детей. Естественно, без химобработки и ударных доз минеральных удобрений. А когда появились излишки, стали искать, где их можно реализовывать. Это же не просто пучок петрушки, перечень приличный: много зелени, овощей. Увы, в Минске не на каждом рынке под такой ассортимент бесплатное место можно найти. Да и объемы оговорены, до 20 кг. «А если платить за место, то уж выгоднее сразу оптовикам сдать. Иначе будешь себе в убыток стоять», — констатирует пенсионерка. Заготовители? Как правило, их не в каждой деревне найдешь, а закупочные цены у них совсем невысокие.
79–летняя Ольга Дмитриевна из Минска, которая время от времени продает яблоки и груши у метро «Тракторный завод», говорит, что отличить, торгует бабушка домашними фруктами–овощами или перепродает магазинные на улице, несложно. Достаточно спросить справку из сельсовета, где у той дачный участок. Там будет указано даже, что на грядках растет. Но зачем же гонять старушек с тем, что вырастили собственными руками, штрафовать? В деревнях иные хозяева уже вообще плоды с деревьев не снимают... Нет, тут нужны более прогрессивные решения.
Запустить интернет–магазин планируют ближе к сезону, чтобы было легче наполнить его предложениями, вплоть до фруктовых и овощных букетов, продуктовых наборов с индивидуальным описанием, бабушкиными рецептами, мудрыми советами, пожеланиями «здоровья и чтобы Бог берег». Такой формат, считает Елена Голомазова, интересен даже тем, у кого излишков с грядки на продажу остается совсем немного. А ежемесячная подписка на продуктовые наборы, которую также смогут оформить в магазине покупатели, поможет стимулировать пенсионеров выращивать больше, а значит, и больше зарабатывать. Кстати, на сайте будет и подробная информация о людях, которые все это вырастили. Создатели проекта обещают, что лично объедут их дачные участки — чтобы в качестве продуктов покупатель не сомневался.
dekola@mail.ru