Победе юных белорусов аплодировали и жюри, и соперники
Знакомимся с ними во время очередного занятия. За столами по двое, как в школе, сидят старшеклассники, которые создают простенькую электронную игру. Ее оболочка монтируется на плате, а алгоритм работы прописывается в программе на ноутбуках.
Пока под руководством тренера ребята разбираются, что и почему не работает, общаюсь с юными чемпионами. Хотя, признаться, временами кажется, будто передо мной уже состоявшиеся инженеры-конструкторы. Ощущение усиливают их рассудительность, манера речи и лексикон. Не детский, а, скорее, технический.
В клубе оба занимаются пятый год. Полина признается: отец на ее увлечение никак не влиял – просто ей с первого класса нравились роботы. О любви к ним говорит и Арсений:
– Интереснее всего, когда собираешь модель своими руками, запрограммировал – и она работает. Это очень-очень круто!
Созданный Полиной и Арсением робот представляет собой платформу на четырех колесах с источником питания от аккумулятора. В основном использовали детали конструктора, но некоторые элементы делали сами. К примеру, на 3D-принтере печатали колеса, поскольку стандартные «леговские» оказались недостаточно цепкими и при заезде на горку проскальзывали. По той же причине шины отливались из силикона, а добиться правильной балансировки помогло утяжеление куском свинца.
Впрочем, сборка – это всего полдела. Не менее важную роль играет программа, определяющая маршрут передвижения.
Задача робота – проехать от старта до финиша
– Чем лучше сконструирован робот, тем проще его программировать, – отмечает Андрей Гаврилов. – Сказать, что какой-то из этапов более или, наоборот, менее значимый, нельзя. Слишком тесно они взаимосвязаны.
На турнирах роботы такого типа соревнуются в заездах. Участники привозят уже готовые и запрограммированные модели. А вот сама трасса держится в секрете. Ее показывают непосредственно перед стартом. После чего дается некоторое время для того, чтобы настроить датчики под освещение площадки. Робот должен проехать по заданному маршруту, в нужных местах поворачивая, преодолевая препятствия.
Для Полины и Арсения нынешний год получился насыщенным. Сперва они выиграли кубок Беларуси, затем – чемпионаты в Томске и Санкт-Петербурге, а также получили приглашение на RoboCup-2024. На крупнейшие состязания по робототехнике съехались более 200 команд из 20 стран. Представители Беларуси выступали под названием IMPULSE.BY. В их младшей лиге RoboCupJunior заявились шесть команд – очень серьезные соперники.
На каждую из трех попыток в заезде предоставлялось восемь минут. За это время робот должен проехать от старта до финиша. Оценивалась прежде всего не скорость, а правильность прохождения трассы. Чем четче соблюдены правила, тем больше баллов.
Полина рассказывает про самый напряженный момент:
– Во время второго заезда что-то щелкнуло, датчики отключились, и наш робот перестал двигаться. Закончили попытку, стали выяснять причину, а он р-раз – и поехал! Было очень обидно. Какой-то сбой, подвела электроника.
Не считая казуса, остальные заезды прошли идеально, что позволило набрать максимум баллов и с большим отрывом стать первыми. Победе юных белорусов аплодировали и соперники, и жюри, и зрители. А сразу после награждения поступили три приглашения на предстоящие турниры в Южную Корею, Сингапур и Индию.
Андрей Гаврилов оценивает КПД поездки на все сто:
– Показали отличный результат, увидели и сравнили уровни других команд, обрели новый опыт. Конечно, горжусь учениками. Считаю, что они могли бы соперничать за призовое место даже в старшей категории.
Программы для своих моделей ребята пишут сами
В ТЕМУ
Андрей Гаврилов, математик-программист, основал клуб «Импульс» вместе с женой Еленой семь лет назад. Занятия начинались в кабинете информатики одной из гомельских школ. Сегодня в клубе пять преподавателей, хорошая материально-техническая база и больше 300 учеников. И число желающих заниматься с каждым годом растет. А первые воспитанники-выпускники «Импульса» уже учатся в технических вузах. Андрей Гаврилов уверен, что такому интересу во многом способствует методика преподавания:
– Ее главный принцип – образование через игру. Особенно это важно на первом этапе, когда к нам приходят ученики младших классов. Мы не требуем что-то зубрить, отвечать на занятиях, ни оценок, ни домашних заданий у нас практически нет. Главная задача тренера – пробудить интерес.
prolesk@sb.by