Специалисты вместе с журналистом обсуждают детали его создания в Беларуси
РАДОВАЛИСЬ и огорчались одновременно на жатве этого года в ОАО «Гастелловское» Минского района. Приятные эмоции порождала урожайность зерновых — более 100 центнеров с гектара. Переживания — низкий темп уборки из-за недостаточной пропускной способности комбайнов. По мере появления все большего количества хозяйств, где с гектара намолачивают свыше 60 центнеров, эта проблема становится острее. Не случайно Глава государства поручил создать белорусский суперкомбайн, который будет превосходить импортные аналоги. Каким он может быть? Каким видят перспективную машину разные люди: от рядового механизатора до главного конструктора?
ОБЩИЕ пожелания к такой технике высказал доктор технических наук, профессор БГСХА Александр Клочков. Комбайн должен иметь производительность за сезон не менее 5 тысяч тонн зерна. Именно такие результаты показывают на импортных агрегатах лучшие наши механизаторы при работе на полях с урожайностью более 60 центнеров с гектара.
Прошедшим летом довелось беседовать с комбайнером агрокомбината «Ждановичи» Минского района Александром Саладухой, который намолотил почти 6 тысяч. Он отметил, что в лучшие дни выгружал из бункера по 400 тонн.
Прекрасно. Но в мировой практике есть показатели намного выше. В 2014 году компания New Holland Agriculture вернула себе титул рекордсмена Книги рекордов Гиннесса благодаря самому мощному в мире комбайну CR10.90 (653 л.с.), собрав впечатляющий урожай — 797,656 тонны пшеницы за восемь часов. С каких позиций стартуем мы, чтобы догнать лучшие мировые аналоги в этой сфере?
Наиболее производительный белорусский комбайн, выпускаемый ОАО «Гомсельмаш», — КЗС-1624. У него максимальная пропускная способность зерна, соломы и колосьев 16 килограммов в секунду. Для сравнения: у самого массового агрегата — КЗС-1218 — 12 килограммов. Как видим, конструкторы и производственники сделали значительный шаг вперед. У новой машины двухбарабанная система обмолота с предварительным ускорением потока массы обеспечивает бережный обмолот при высокой производительности. Вместо клавишного соломотряса комбайн оснащен соломосепаратором с двумя роторами, «обернутыми» неподвижными решетчатыми деками и вращающимися во встречных направлениях. Такая комбинированная схема, сочетающая достоинства барабанного обмолота и роторной сепарации, лучше всего подходит для хозяйств, которые наряду с зерновыми в больших объемах убирают кукурузу на зерно.
КЗС-1624 может быть достойной основой для создания более совершенной машины, считает начальник главного управления техпрогресса и энергетики, главтехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Станислав Карпович. В этом году в хозяйствах зерно убирали 8 таких агрегатов. В процессе эксплуатации выявлены небольшие недоработки, о которых сообщено на предприятие. Потери урожая, как правило, были менее одного процента при допустимых двух.
ПОСЛЕ жатвы я беседовал с механизатором, который работал на КЗС-1624. Он высказал такое замечание. Жатка у комбайна — 9,2 метра — очень хороша на больших и ровных полях, но не на холмистой местности. Потому не могли бы конструкторы для неровных полей сделать ее с меньшей шириной захвата?
Станислав Карпович категорически против этого. Для полной загрузки молотилки жатка должна быть как раз не менее 9 метров. А еще лучше — 11. И при этом да, высокопроизводительные комбайны надо использовать преимущественно на ровной местности. А если хлеб растет на косогорах, то пускать в дело другие агрегаты с меньшей жаткой.
Есть пожелания к разработчикам перспективного комбайна и у главного инженера ОАО «Гастелловское» Александра Хрипача. По надежности он должен быть на уровне лучших мировых образцов, но превосходить КСЗ-1624 по производительности. Тогда можно быстро и без потерь убирать высокоурожайные поля.
Предложение обещает учесть главный конструктор по зерноуборочной технике научно-технического центра комбайностроения «Гомсельмаша» Петр Садов. Будет прекрасно, если желаемое удастся воплотить в жизнь. Конструкторам предстоит усовершенствовать рабочее место механизатора, чтобы создать для него в кабине более комфортные условия, а также облегчить управление механизмами. Есть идеи по улучшению дизайна машины, программного обеспечения компьютера, доработке некоторых узлов.
Я тоже не остался в стороне и адресовал конструкторам такое предложение. На КСЗ-1624 стоит импортный двигатель. Нельзя ли его заменить белорусским, что сразу уменьшит стоимость машины. Пока такой возможности нет. Даже в КСЗ-1218 преимущественно используются зарубежные двигатели. Пробовали и отечественные. Но к их работе возникали замечания. При этом гомсельмашевцы не теряют надежды, что наши моторостроители в перспективе докажут, что и они не лыком шиты. Словом, создадут достойный аналог импортному двигателю.
Профессор Александр Клочков считает, что «Гомсельмашу» по силам создать суперкомбайн на уровне лучших мировых образцов. При этом просит учесть и его пожелания. Ученый считает: норматив потерь зерна до 2 процентов был актуален для комбайнов, выпускаемых 30 лет назад. Но сегодня и один — уже много. Надо укладываться в 0,3—0,5 процента. Решить такую задачу, конечно, непросто. Надо комплексно совершенствовать всю конструкцию, начиная от срезания стеблей и заканчивая сепарацией на соломотрясе.
Стоит рассмотреть идею пневмомотовила, когда растения в жатку наклоняются подогретым воздухом. На нее Александр Клочков уже получил патент. В прошлом году аспирант академии Владимир Гусаров защитил кандидатскую диссертацию по совершенствованию молотильного аппарата. Аспирант Владимир Ковалевский подготовил диссертацию по активаторам соломотряса, которые обеспечивают дополнительное выделение зерна.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ генерального директора агрокомбината «Ждановичи» Дмитрий Логвинович при разработке нового белорусского комбайна призвал равняться на «Лексион-770». У него хорошая пропускная способность — 18 килограммов массы в секунду. Но нельзя исходить только из этого показателя при оценке работы. Их целый комплекс: методы проектирования, культура производства, время на обслуживание, ремонт и многие другие. Один из важнейших — наработка на отказ. Все их можно обобщить одним словом — надежность. Говоря по-простому — возможность максимальное количество времени, без остановок, убирать хлеб. Именно благодаря этому комбайн может при высокой урожайности поля спокойно намолачивать 40 тонн зерна в час.
Могут ли российские уборочные агрегаты тягаться с лучшими зарубежными? Испытания нового комбайна завода «Ростсельмаш» RSM-161 показали: его пропускная способность 12 килограммов массы в секунду. Создатели техники заявили возможный намолот 40 тонн в час. Но испытания показали лишь 24. Вывод сделать несложно.
«Лексион-770» стоит 1115 тысяч рублей. КСЗ-1624 более чем в три раза дешевле. Если за будущий отечественный суперкомбайн придется выложить до полмиллиона, хозяйства пойдут на такой шаг. Но при условии, если агрегат обеспечит сезонную выработку до 5 тысяч тонн зерна. Для этого он, как уже говорилось, должен быть надежным. То есть работать без поломок и простоев. А это зависит не только от «Гомсельмаша», но и предприятий, поставляющих комплектующие детали. Им также стоит озаботиться престижем будущего суперкомбайна.
P.S.
Пока белорусского суперкомбайна нет, закупки импортных агрегатов для высокоурожайных полей продолжатся. Значит, хозяйства будут платить значительно больше, чем за возможный белорусский аналог. Поэтому для «Гомсельмаша» вопрос чести сделать такую машину как можно быстрее. Вместе с тем надо понимать, что от конструкторской задумки до опытного образца проходит немало времени. А до пуска в серийное производство еще больше.
И, тем не менее, учитывая немалый опыт нашего флагмана сельхозмашиностроения, возьму на себя смелость утверждать, что суперкомбайн появится до конца пятилетки. Раньше можно, позже — нежелательно. В том числе и потому, что мировое комбайностроение не стоит на месте. Это стоит учитывать, проектируя новый агрегат. Надо закладывать в него такие конструкторские решения, чтобы обойти зарубежные фирмы, а не догонять сегодняшние их наработки.
gedroiz@sb.by
Каким быть белорусскому суперкомбайну?
Азарт суперкомбайна
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.