Минский автозавод выходит на новый виток развития. Здесь началось строительство нового автобусного завода, где будут производить пассажирские автобусы по самым современным технологиям. Уже в недалеком будущем качество и комфорт новой техники оценят жители белорусских и российских городов.
В прошлом году МАЗ отправил потребителям почти 1800 автобусов разных моделей.
Вспоминаю, как в 1992 году на МАЗе началось производство городских автобусов. Впервые на территории бывшего СССР пассажирская машина была сделана по современной компоновочной схеме. Три широкие двери, просторный салон, большие окна обеспечивали новый стандарт комфорта. И, конечно, прогрессивный дизайн. Когда пассажирские «МАЗы» появились на улицах Минска и других белорусских городов, это сразу их преобразило.
Тогда в производственном корпусе остовы строящихся машин стояли чуть ли не впритык. Многие узлы и детали изготавливались в других цехах, их приходилось доставлять, выстраивая достаточно сложные логистические схемы. Пока завод работал для Беларуси и его мощность не превышала 500 машин в год, с этими неудобствами можно было мириться. Однако довольно скоро минской новинкой заинтересовались в России, других республиках СНГ. К тому же появились модели укороченные и, напротив, сочлененные, повышенной длины, для пригородного и междугороднего сообщения, перронные для аэропортов. В итоге выпуск автобусов на МАЗе год от года возрастал: 1000, 1500, а в 2023-м — до 1800 единиц! И все равно производство не поспевало за спросом. Пришлось принимать кардинальные решения.
Впервые вопрос о том, что минскому автогиганту нужен полноценный завод по производству автобусов, подняли на высоком уровне несколько лет назад. Было принято правительственное решение, разработан бизнес-план, изысканы, в том числе с помощью Минского горисполкома, немалые средства, разработана проектно-сметная документация. И вот грандиозный проект вступает в решающую фазу. Мысленно прохожу несколько сот метров, отделяющих нынешнее сборочное производство автобусов от разворачивающейся стройки, и представляю на месте старых, неиспользуемых корпусов просторный, светлый, суперсовременный комплекс.
Как сообщил заместитель генерального директора ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — директор по экономике Александр Игнатюк, строящийся при государственной поддержке автобусный завод позволит увеличить мощности в два раза. Уже с 2025 года начнут производить больше продукции с упором на технику новейшего, третьего поколения.
И это, к слову, также важнейший аспект проекта. Из ворот нового производства будет выходить экологичная, комфортабельная как для пассажиров, так и водителя, экономичная и просто красивая техника. Несколько машин третьего поколения уже проходят проверку эксплуатацией в областных белорусских городах, а недавно партия инновационных машин отправлена в Казань. Инновационным драйвером выступает электротехника. Выпущенные на МАЗе сочлененные электробусы повышенной вместимости работают на самых напряженных маршрутах белорусской столицы. И все это — в условиях экономического давления на Беларусь и Россию. Ограничено приобретение новейшего оборудования, некоторых комплектующих. Но трудности преодолены, считает Александр Игнатюк:
— Время показало, что модель развития белорусской промышленности устойчива к внешним шокам. Белорусская промышленность заточена производить свое, а не заниматься отверточной сборкой или получать что-то только по импорту. Наш холдинг развивает свои 10 дочерних предприятий, они вовлечены в импортозамещение. Созданы соответствующие участки. Мы ни на день не останавливались. МАЗ полностью загружен. Пользуются спросом тягачи, самосвалы, строительная техника.
И, конечно, автобусы. Они выпускаются с использованием широкого спектра российских материалов и комплектующих. Примером является междугородний и туристический автобус «МАЗ-350» нового поколения, недавно удостоенный престижной международной бизнес-премии. Фактически белорусские и российские комплектующие составляют 78 процентов всей машины.
К слову, в России внимательно присматриваются к развитию в Минске автобусного производства. Так, МАЗ недавно посетили заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев и директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Сергей Семенов. Они поблагодарили коллектив предприятия за то, что в минувшем году оно поставило в различные города Российской Федерации около 900 современных вместительных машин. И уточнили, сколько МАЗ сможет реализовать в году нынешнем. Это станет существенным вкладом в выполнение программы обновления подвижного пассажирского автопарка, разработанной по поручению Президента России. Так что не будет неожиданностью, если и новые автобусные мощности Минского автозавода окажутся загружены под завязку.
К СЛОВУ
Площадь нового автобусного завода МАЗ составит 65 тысяч кв. метров. Под одной крышей организуют производство замкнутого цикла: от раскроя металла до испытаний готовой продукции.
sob@sb.by
На МАЗе построят новый автобусный завод
Автобус с иголочки
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.