Беларусь поддерживает мировой тренд развития электротранспорта

Автобум под напряжением

По итогам 8 месяцев этого года более 5 % проданных в нашей стране официальными дилерами автомобилей относятся к классу электрических, в то время как в конце 2023-го этот показатель едва достигал 1,7 %. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, планы на этот год амбициозные. Ожидается, что будет продано не менее 1900 «электричек». В чем секрет такой востребованности транспорта будущего?

Зеленый тренд набирает обороты

В Беларуси сегодня зарегистрировано около 15 000 электромобилей. Зеленый транспорт набирает популярность в нашей стране, и его преимущества перед собратьями с ДВС становятся все более очевидными: экологичность, более низкая стоимость владения и эксплуатации, надежность, большая периодичность тех­обслуживания и т.д. Ускорение темпа развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры поддерживается на уровне государства. Указ Президента № 447 «О стимулировании использования электромобилей» предусматривает ряд льгот и преференций для их владельцев. Это нулевая таможенная пошлина при ввозе, освобождение от уплаты НДС при покупке электромобиля для личного пользования, отсутствие ежегодного дорожного сбора и платы за пользование коммунальными парковками, право ездить по полосам общественного транспорта. Согласитесь, последняя преференция особенно значима при движении в городских пробках — экономия времени налицо. Раньше электромобиль был дорогой игрушкой для состоятельных энтузиастов, но сегодня ситуация кардинально меняется — электрокары постепенно, но уверенно переходят в массовый сегмент авторынка. 

Ценовой диапазон

В белорусских автосалонах предложений электромобилей хватает: от относительно недорогих до премиум-сегмента. Примечателен тот факт, что здесь полностью лидируют китайские производители — именно они совершили очень динамичный рывок в промышленном развитии, оставив многие западные бренды позади. Среди относительно недорогих моделей у наших граждан очень популярна такая китайская марка, как BYD. Ее довольно часто можно встретить на дорогах. Есть неплохие варианты в районе 61 000—68 000 рублей в зависимости от комплектации. Например, модель BYD e2 имеет литий-железо-фосфатную батарею емкостью 43,2 кВт•ч, заявленный производителем запас хода — 405 км. В этом ценовом сегменте есть еще одно интересное предложение — Dongfeng Honda M-NV. Продавцы дилерских центров и автохаусов утверждают, что на эту модель в текущем году повышенный спрос. И не случайно: машина, кроме японской «родословной», имеет батарею емкостью около 60 кВт•ч, больший простор для пассажиров на втором ряду сидений и вместительный багажник. 

В среднем ценовом диапазоне находятся модели в пределах 70 000—100 000 руб­лей. Здесь можно рассматривать такие популярные модели, как BYD Yuan Plus, Volkswagen ID.4 Pure, Pure +, в базовых комплектациях. Ближе к цене 100 000 рублей любители электрокаров обращают свое внимание на более богатое оснащение типа Volkswagen ID.4 Pro, Nissan Ariya 600 Plus с батареями 81—90 кВт•ч. А за 100 000—120 000 рублей можно стать обладателем машины с аналогичной по емкости и запасу хода батареей, но с более дорогой отделкой салона и дополнительными опциями. Здесь особенно пользуется спросом такая модель, как Voyah Free, а также BYD Song L, BYD Sea Lion, Zeekr X. 

От 125 000 рублей и больше — премиум-сегмент. Как самые доступные в этой линейке стоит отметить LiXiang L6 PRO, Zeekr 001 WE, Denza N7. Кстати, последняя модель является совместной разработкой BYD и Mercedes. Согласитесь, этот факт является весомым подтверждением высокого уровня и качества электромобилей китайского производства. Далее следуют уже более дорогие комплектации упомянутых моделей и варианты побольше размером, например LiXiang L7, L9. 

Проблема выбора

Что касается рынка подержанных электромобилей, здесь все неоднозначно в отличие от ситуации с машинами с традиционными ДВС. Да, определенный выбор здесь есть, но с его реализацией возникают некоторые сложности. Как отмечает заместитель директора одного из сервисных центров по обслуживанию в том числе электрокаров Владимир Шмарловский, бэушная «электричка» — достаточно большой риск. Ведь подтвердить качество такого автомобиля довольно сложно, поэтому риски при покупке возрастают. Да и стоит бэушная техника не намного дешевле, чем новая. Надо также помнить, что цена тяговой батареи может доходить почти до 50 % стоимости самой машины и покупать ее без гарантии — большая лотерея. Как эксплуатировалась батарея, соблюдались ли все требования производителя при ее зарядке и т.д. — все подобные вопросы при покупке подержанного электромобиля останутся, как говорится, за кадром. 

Секреты техрегламента

В целом же, как отмечает специалист, «электрички» довольно надежны, но то, что они практически не требуют техобслуживания, — обывательский миф. Через 60 000—80 000 км пробега необходимо менять трансмиссионное масло в редукторе и охлаждающую жидкость, которая обеспечивает необходимые температурные режимы при работе батареи, электродвигателя и силовой электроники. Подвеска электромобиля и машины с ДВС не отличается, поэтому замена таких расходников, как сайлентблоки, втулки, пыльники и т.д., предусмотрена по мере их износа. А вот с тормозной системой все гораздо проще и удобнее — срок службы тормозных колодок увеличивается практически вдвое за счет торможения электродвигателем во время рекуперации энергии. Программное обеспечение — отдельная тема. Владимир Шмарловский отмечает, что при попытке, например, русифицировать штатное мультимедиа с помощью сомнительных специалистов можно запросто превратить машину в недвижимый «кирпич». Поэтому подобные манипуляции следует доверять квалифицированным специалистам в проверенных сервис-центрах.

Минувший год стал прорывным для мирового рынка электромобилей. По данным Международного энергетического агентства, было продано около 14 миллионов таких машин, и в этом году тенденция сохраняется. Поддерживает всемирный тренд и Беларусь, удовлетворяя с помощью собственной АЭС потребности растущей из года в год зарядной инфраструктуры для перспективного вида транспорта и создавая свой, в этот раз уже электрический автомобиль. 

Сделано в Беларуси

Предсерийные образцы отечественного электромобиля EX50 будут собраны к концу года. Об этом сообщил генеральный директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Сергей Поддубко. На опытной партии проверят эффективность, экономическую целесообразность и отработают технологические решения. Разработаны все компоненты электропривода, документация передана предприятиям-производителям. В частности, электродвигатель изготавливает «Могилевлифтмаш», батарею собирает «Первая аккумуляторная компания», электронику, силовой инвертор и прочее — ОАО «Измеритель». По словам гендиректора, в ближайшее время из этих компонентов будет собран первый вариант предсерийного электромобиля, а в течение следующих месяцев на предприятии «БЕЛДЖИ» — еще пять образцов. С учетом того что это автомобиль белорусской сборки и с белорусской лицензией, он фактически полностью локализован.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter