«Он мечтал, закусив удила, свесть Америку и Россию. Авантюра не удалась. За попытку — спасибо», — могли бы и сегодня написать в некрологе о каком-нибудь политологе-либерале. «Мне сорок, но успокоенья нет — всю жизнь бегу за призраком свободы. В мои-то годы нет иной заботы!» — этот спич вижу в устах проснувшегося среди ночи айтишника. «Мы — дети полдорог, нам имя — полдорожье (…), чужда чужбина нам и скучен дом, мы в одиночку к истине бредем. Российская империя — тюрьма, но за границей та же кутерьма», — словно бы читаю у кого-то в блоге. Либретто рок-оперы «Юнона» и «Авось» поэта Андрея Вознесенского сегодня поражает своей современностью. Обращенное к вечным человеческим ценностям (любовь, патриотизм, самореализация, долг), усиленное броской и запоминающейся музыкой композитора Алексея Рыбникова, в свое время она производила на советских зрителей ошеломляющее впечатление. Спектакль Марка Захарова в «Ленкоме» стал легендой. Много лет эта рок-опера шла в репертуаре Белорусского государственного академического музыкального театра.
Виктор Циркунович в роли графа Резанова и Наталья Чебелко в роли Кончиты.
И вот после некоторого перерыва здесь представили новую версию в постановке главного режиссера театра Михаила Ковальчика. Получилось емко, динамично и пронзительно. Это «Юнона» и «Авось» уже XXI века, стремительная, полная драйва и экспрессии.
Агрессивная подача материала, актерской игры совсем ее не портит, а, наоборот, добавляет новых волнующих красок. Слаженный ансамбль во главе со звездами труппы Виктором Циркуновичем, Денисом Немцовым, Лесей Лют, Василием Сердюковым способен доставить зрителям истинное удовольствие. Материал артистам хорошо известен, но налет предыдущей трактовки маститый режиссер смахнул, как пыль с антикварного комода. Свежая и органичная хореография Юлии и Николая Михайловых вносит в историю калифорнийской экспедиции графа Николая Резанова свежую струю. Художник-постановщик Андрей Меренков и художник по костюмам Наталья Дудченко наполнили визуальный образ спектакля интересными деталями и находками. Нынешняя «Юнона» и «Авось» — большая командная работа. Мелькнула даже крамольная мысль, что рок-опера Рыбникова и Вознесенского — единственный образец жанра, отвечающий мировому стандарту. В минском спектакле хороши и отточены массовые сцены, но интересно рассматривать отдельные нюансы монологов, дуэтов, лирических сцен. Ни одна из них не выпадает из общей канвы, которая продумана жестко и придирчиво. Кончита в исполнении молодой актрисы Натальи Чебелко выглядит аристократично и благородно, как и подобает дочери губернатора Сан-Франциско. Квартет русских офицеров, соратников графа Резанова, как ни садится, все время исполняет что-то мужественное, говорит по делу и гордо держит спину, как и подобает русским офицерам. Легкий мотив противостояния Византии и Российской империи, рационального Запада и иррационального Востока, в котором по-прежнему немалую роль играет загадочный авось, который для нас намного круче и важнее хваленого категорического императива Канта, подан деликатно и взвешенно, каждый может на себя примерить, к какому берегу он бы причалил.
В итоге финальная «Аллилуйя любви» идет уже в каком-то совершенно романтическом угаре: зрители братаются, кричат: «Калифорния — наша!» и что-то в духе: «Даешь взаимовыгодную торговлю!» Оркестр под управлением темпераментной Марины Третьяковой заряжает всех такой энергией, что еще долго возле музыкального театра, среди деревьев сакуры, бродят счастливые люди с улыбками на лицах и что-то бубнят себе под нос про безнадежные карие вишни и про жизнь, которая пролетела аллюром.
Добрый зритель в девятом ряду.
Новая версия рок-оперы «Юнона» и «Авось» в постановке режиссера Михаила Ковальчика выглядит динамичной и пронзительной историей
Авось и ныне там
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.