Героини Тамары Мироновой и Ольги Нефедовой — полные противоположности, но вынуждены жить в одной комнате.
Главное — артисты
Вообще, в «Последнем аттракционе» много важных «впервые». Это, среди всего прочего, дебют актера Московского драматического театра им. А. Пушкина Андрея Заводюка в качестве режиссера в Купаловском. Хотя с театром и его труппой Андрей Валерьевич давно хорошо знаком. Театралы со стажем наверняка помнят изящную чеховскую «Свадьбу» режиссера Владимира Панкова, роль Невесты в которой сыграла наша Зинаида Зубкова, а Жениха — как раз Андрей Заводюк. Кроме того, никогда прежде пьеса Дэвида Линдси-Эбера, которая в оригинале называется Ripcord (что переводится как вытяжной трос парашюта), не ставилась на отечественной сцене.— Все началось именно с пьесы, — вспоминает режиссер. — Полтора года назад мой большой друг Ольга Нефедова, худрук театра, предложила вместе поработать. И добавила, что находится в процессе поиска материала. Я порекомендовал эту пьесу. Прочел ее когда-то давно, и она меня чрезвычайно зацепила. В этой истории много легкости, юмора и иронии — всего того, чего современному театру порой очень не хватает. Ольга Валентиновна взяла время на подумать и чуть позже вернулась с предложением сделать спектакль.
В некоторых сценах трагикомедия превращается в эффектный хоррор.
Оригинальное название трагикомедии в Купаловском посчитали неоднозначным — так в репертуаре появился «Последний аттракцион».Что интересно, весной к этой же пьесе Дэвида Линдси-Эбера обратился Владимир Машков, поставив во вверенном ему Московском театре Олега Табакова спектакль «Схватка». Андрей Заводюк, однако, сразу предупреждает: это всего лишь совпадение, не более того.
— Никакого плагиата! Я, конечно, посмотрел «Схватку», но ничего общего с ней наша работа не имеет. Выбирая пьесу для Купаловского театра, я в первую очередь ориентировался на артистов, которые могут этот материал сыграть. К счастью, в театре есть Миронова и Нефедова. Не было бы их, не было бы и спектакля. Скажу честно: белорусскую драматургию даже не рассматривал. Да я и не справился бы с ней, наверное. Все-таки для этого нужно чуть больше ориентироваться в национальной культуре, долго ее изучать, — добавляет Андрей Валерьевич.
Игра на сопротивление
Сюжет спектакля строится вокруг двух, казалось бы, непримиримых противников: обаятельной улыбчивой Мэрилин (эта роль досталась Ольге Нефедовой) и угрюмой неприветливой Абби (очередной эффектный выход Тамары Мироновой), которые волею судьбы оказались соседками по комнате в пансионате. Формально конфликт разгорается из-за того, кому из них достанется кровать у окна, но на самом деле у соседок разные ценности, а значит, и взгляды на жизнь. Абби — одиночка и социопат, оттого ее страшно раздражает излишне разговорчивая соседка. Мэрилин, напротив, само воплощение жизни. И если для Ольги Нефедовой амплуа хохотушки и болтушки давно привычное, то Тамаре Мироновой пришлось играть на сопротивление.— Мы подружились с ней, еще играя «Свадьбу», — обращает внимание режиссер. — То, что Миронова прекрасная артистка, это всем понятно. Но еще она очень душевный человек с потрясающим чувством юмора. Вообще, я, конечно, сильно рисковал, потому что взял на главные роли двух своих подруг — Миронову и Нефедову. И мне было страшновато работать с ними в качестве режиссера. Все-таки между актером и постановщиком всегда должна быть определенная дистанция. Но и Тамара Миронова, и Ольга Нефедова меня слушались, подчинялись, не сопротивлялись. В процессе репетиций мы всегда находили общий язык. Таким образом, наша дружба сейчас подкреплена еще и творчеством.
Заслуженная артистка Беларуси Ольга Нефедова называет «Последний аттракцион» историей любви:
— Любви к жизни в первую очередь. Это теплая человеческая история о том, что в любом возрасте мы все нуждаемся в сострадании и сочувствии, взаимовыручке и взаимопонимании. Мне кажется, «Последний аттракцион» — это спектакль о каждом из нас.
Помимо Тамары Мироновой и Ольги Нефедовой, в «Последнем аттракционе» задействованы молодые артисты Купаловского — Сергей Бирульчик, Юлия Овчинина, Александр Киселев и Антон Никишин.К слову, репетиционный процесс занял всего 2,5 месяца. Дело в том, что Андрей Заводюк все это время был плотно занят в репертуаре родного театра им А. Пушкина, поэтому в Минске бывал наездами.
— Но чуть позже театр пошел мне навстречу. Наш худрук Евгений Писарев составил расписание так, чтобы в начале декабря я отыграл все спектакли и с чистой совестью уехал в Минск, — делится Андрей Валерьевич. — Вообще, все мои коллеги-артисты просто обожают Беларусь! У кого ни спроси, все говорят, как здесь вкусно, уютно и красиво.
Спектакль Заводюк создал, по сути, «под ключ» — подарил «Последнему аттракциону» не только сценическое осмысление, но и поработал над сценографией.
— Для меня это огромный опыт. И вряд ли в ближайшее время я рискну его повторить, — шутит режиссер. — Одно дело поработать над спектаклем в качестве режиссера. И совершенно другое — одеть и обуть артистов, создать пространство, в котором они могли бы комфортно существовать. Это адски сложно. Но риск — благородное дело, творческий человек должен пробовать себя во всем. Так что не скажу, что у меня что-то не получилось. Однако жду, что скажет зритель.
leonovich@sb.by