На российском рынке скоро появится холодильник «Минск» с дистанционным управлением со смартфона

Атланты держат марку

Когда-то почти каждая советская семья считала большой удачей заполучить холодильник «Минск» — современный, элегантный и, что самое важное, надежный. Сегодня продукция Минского завода холодильников по-прежнему пользуется авторитетом и у себя на родине, и в России. Мы побывали на предприятии и узнали, как в нынешнее непростое время находит возможности эффективно работать знаменитый производитель техники для дома.

На заводе следят за мировыми новинками бытовой техники, но слепо копировать их не стремятся, создают свои.

Менялись поколения бытовой техники — развивался и ее производитель. В 1993 году на базе Минского завода холодильников и Барановичского станкостроительного завода организовали ЗАО «Атлант». Заместитель генерального директора компании Александр Мошко ведет в заводской музей, где можно наглядно проследить этапы становления производства:

— Вот наш первенец — «Минск-1», холодильник, который выпустили в июне 1962‑го, он встраивался в кухонную столешницу. «Минск-2» образца 1963 года — уже отдельно стоящий. Произведенный по французской лицензии «Минск-5» имел полки со сменной высотой установки, а его дверь открывалась с помощью специальной педали. Наше предприятие во многом первооткрыватель: впервые на постсоветском пространстве именно в белорусской столице появился двухкамерный холодильник «Минск-7», а также однокамерник с пенополиуретановой изоляцией и морозильник. Самая же массовая модель в истории МЗХ — двухкамерный «Минск-15». Он и его модификация «Минск-15М» производились 17 лет, общий «тираж» составил более 4 миллионов экземпляров.


Основу дальнейшего развития компании заложило принятие еще при СССР решения об организации на станкостроительном заводе в Барановичах производства компрессоров к бытовым холодильникам и морозильникам. Однако первую партию техники «Атлант» с белорусскими компрессорами выпустили уже после распада СССР. ЗАО «Атлант» сегодня — многопрофильное производство, которое в основном выпускает холодильное оборудование (около 60 процентов от общего объема). На втором месте — стиральные машины, с 2003 года производящиеся на мощностях расположенного в другой части Минска завода бытовой техники. 

Филиал ЗАО — Барановичский станкостроительный завод помимо компрессоров производит электродвигатели к «стиралкам», оборудование для переработки пластмасс и изготовления бытовой техники, сварные металлоконструкции, отливки из серого и высокопрочного чугуна и др. Раньше, кстати, отсюда поставляли изделия на «Фольксваген», сейчас переключились на работу с российскими автозаводами.

Заводской потенциал и гарантия качества — золотые руки рабочих. 

В «Атланте» следят за мировыми новинками бытовой техники и развитием технологий, но копировать их не стремятся. Важно не зависеть от зарубежных компаний, а искать собственный эффективный путь развития, считают на предприятии. К примеру, первые компрессоры изготавливали по лицензионной технологии японской фирмы Sanyo, впоследствии модернизировали производство в сотрудничестве с европейцами, а последнее десятилетие выпускают надежные агрегаты без всякой помощи извне. Первую стиральную машину в 2003‑м собрали по лицензии итальянской фирмы Ardo, но уже спустя шесть лет белорусы освоили технику собственной конструкции и по своей технологии. Получилось не хуже: положительные отзывы потребителей тому подтверждение.

Бытовая техника «Атланта» ничуть не отстает от импортной продукции конкурентов, уверяют в Минске. Если холодильники, то тут тебе и система Full No Frost, и отделение свежести Super Fresh Box, и регулировка влажности, и модное нынче техническое решение Side by Side, когда холодильная и морозильная камеры находятся рядом друг с другом. Если стиральные машины, то с модной экономной функцией «Эко». Классы энергоэффективности самые продвинутые. А вот свежая новость: до конца года белорусский производитель намерен запустить в серийное производство холодильник с функцией дистанционного управления с помощью специального приложения на смартфоне или планшете. Мировой уровень! В следующем году такими возможностями будет обладать и стиральная машина.

С производственным оборудованием, кстати, примерно та же история, добавляет главный технолог ЗАО «Атлант» Александр Войтехович. Совсем недавно в Барановичах сделали и поставили на головное предприятие станок, который выполняет одну из важных операций при изготовлении дверей холодильника. Раньше эту задачу возлагали на испанское оборудование, однако белорусский аналог так же успешно справляется с ответственной операцией.

— Подобные станки в СНГ больше никто не производит, — с гордостью комментирует главный технолог.


Вместе с ним идем в цех сборки холодильников. Летом (а это пик активности покупателей данной техники) здесь за сутки выпускают до 4 тысяч единиц техники, зимой поменьше. В подразделении трудятся около 900 человек. С июня по август, кстати, в сборке участвуют и студенты — в рамках совместного с Белорусским республиканским союзом молодежи трудового проекта бойцы стройотрядов постигают тонкости современного промышленного производства. Персонал на сборочных постах временно меняется, но качество остается неизменно высоким, упреждают возможные вопросы представители предприятия. Проверка многоступенчатая, и осуществляют ее опытные специалисты.

На рынке Союзного государства техника «Атлант» пользуется авторитетом не только за счет былых заслуг, убежден генеральный директор ЗАО «Атлант» Дмитрий Соколовский:

— Мы делаем конкурентоспособную с технической точки зрения продукцию, причем с гарантированным качеством, потому что располагаем производством полного цикла. В холодильниках и стиральных машинах 80 процентов деталей белорусские. На рынке своей страны мы первые по востребованности, в России наша доля присутствия остается стабильной. А по стиральным машинам даже немного растет, потому что бренд в этом сегменте рынка молодой.

Всесоюзный бренд и бренд Союзного государства — совсем не одно и то же, добавляет руководитель. Многое изменилось. На российском рынке ведущие роли играют китайские, турецкие производители. И это уже настолько привычно, что покупатель выбирает товар, глядя не на марку, а на цену. А ведь в период пандемии коронавируса, когда во всем мире производство замерло, именно «Атлант» выручил регулярными поставками. Когда резко выросло санкционное давление, белорусская продукция тоже оказалась тут как тут. Розница и потребители были счастливы! Так надо ли без оглядки отдавать свой рынок зарубежным корпорациям, когда под боком надежный и проверенный временем «союзный» производитель? Вопрос остается открытым.

Что касается «Атланта», он нацелен на дальнейшее развитие.

— Главное у нас есть — творческий потенциал наших конструкторов и технологов, а еще золотые руки рабочих, — подчеркивает Дмитрий Соколовский. — Как массовый бренд мы наиболее известны в качестве производителя бытовой техники. Но у нас активно развивается выпуск промышленной продукции в Барановичах: производство эмаль-провода, кузнечное. В прошлом году переоснастили литейное производство. Возможностей для роста предостаточно, и мы намерены их использовать.

В ТЕМУ
По итогам 2022 года розничные сети в России отметили рост покупательского спроса на холодильники «Атлант».
Газосварщица Марина Заремба знает все тонкости своего дела.

 Согласно статистике ГК «F+ tech — Марвел», которую приводит газета «Ведомости», в 2022 году было продано около 245 тысяч белорусских холодильников «Атлант». А всего за этот период в России реализовали более 3 миллионов холодильников. То есть практически каждый шестой холодильник, купленный россиянами, был белорусского производства. Лидерами на рынке стали китайский бренд Haier (20,6 % рынка в деньгах), корейский бренд LG (12,3 %), белорусский бренд «Атлант» (6 %), итальянский бренд Indesit и турецкий бренд Beko (по 5,7 %). Отечественные бренды «Саратов» и «Бирюса» также пользовались популярностью у потребителей, сообщают «Ведомости». Холодильники «Атлант» известны своей долговечностью, энергоэффективностью и доступной ценой, что делает их привлекательными для российских потребителей.

По мнению ряда экспертов, компании, предлагающие сейчас демократичные цены при высоком качестве продукции, в том числе производители стран СНГ, в ближайшем будущем могут устойчиво занять нишу ушедших западных поставщиков.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter