На заводе следят за мировыми новинками бытовой техники, но слепо копировать их не стремятся, создают свои.
Менялись поколения бытовой техники — развивался и ее производитель. В 1993 году на базе Минского завода холодильников и Барановичского станкостроительного завода организовали ЗАО «Атлант». Заместитель генерального директора компании Александр Мошко ведет в заводской музей, где можно наглядно проследить этапы становления производства:
— Вот наш первенец — «Минск-1», холодильник, который выпустили в июне 1962‑го, он встраивался в кухонную столешницу. «Минск-2» образца 1963 года — уже отдельно стоящий. Произведенный по французской лицензии «Минск-5» имел полки со сменной высотой установки, а его дверь открывалась с помощью специальной педали. Наше предприятие во многом первооткрыватель: впервые на постсоветском пространстве именно в белорусской столице появился двухкамерный холодильник «Минск-7», а также однокамерник с пенополиуретановой изоляцией и морозильник. Самая же массовая модель в истории МЗХ — двухкамерный «Минск-15». Он и его модификация «Минск-15М» производились 17 лет, общий «тираж» составил более 4 миллионов экземпляров.
Основу дальнейшего развития компании заложило принятие еще при СССР решения об организации на станкостроительном заводе в Барановичах производства компрессоров к бытовым холодильникам и морозильникам. Однако первую партию техники «Атлант» с белорусскими компрессорами выпустили уже после распада СССР. ЗАО «Атлант» сегодня — многопрофильное производство, которое в основном выпускает холодильное оборудование (около 60 процентов от общего объема). На втором месте — стиральные машины, с 2003 года производящиеся на мощностях расположенного в другой части Минска завода бытовой техники.
Филиал ЗАО — Барановичский станкостроительный завод помимо компрессоров производит электродвигатели к «стиралкам», оборудование для переработки пластмасс и изготовления бытовой техники, сварные металлоконструкции, отливки из серого и высокопрочного чугуна и др. Раньше, кстати, отсюда поставляли изделия на «Фольксваген», сейчас переключились на работу с российскими автозаводами.
Заводской потенциал и гарантия качества — золотые руки рабочих.
В «Атланте» следят за мировыми новинками бытовой техники и развитием технологий, но копировать их не стремятся. Важно не зависеть от зарубежных компаний, а искать собственный эффективный путь развития, считают на предприятии. К примеру, первые компрессоры изготавливали по лицензионной технологии японской фирмы Sanyo, впоследствии модернизировали производство в сотрудничестве с европейцами, а последнее десятилетие выпускают надежные агрегаты без всякой помощи извне. Первую стиральную машину в 2003‑м собрали по лицензии итальянской фирмы Ardo, но уже спустя шесть лет белорусы освоили технику собственной конструкции и по своей технологии. Получилось не хуже: положительные отзывы потребителей тому подтверждение.
Бытовая техника «Атланта» ничуть не отстает от импортной продукции конкурентов, уверяют в Минске. Если холодильники, то тут тебе и система Full No Frost, и отделение свежести Super Fresh Box, и регулировка влажности, и модное нынче техническое решение Side by Side, когда холодильная и морозильная камеры находятся рядом друг с другом. Если стиральные машины, то с модной экономной функцией «Эко». Классы энергоэффективности самые продвинутые. А вот свежая новость: до конца года белорусский производитель намерен запустить в серийное производство холодильник с функцией дистанционного управления с помощью специального приложения на смартфоне или планшете. Мировой уровень! В следующем году такими возможностями будет обладать и стиральная машина.
С производственным оборудованием, кстати, примерно та же история, добавляет главный технолог ЗАО «Атлант» Александр Войтехович. Совсем недавно в Барановичах сделали и поставили на головное предприятие станок, который выполняет одну из важных операций при изготовлении дверей холодильника. Раньше эту задачу возлагали на испанское оборудование, однако белорусский аналог так же успешно справляется с ответственной операцией.
— Подобные станки в СНГ больше никто не производит, — с гордостью комментирует главный технолог.
На рынке Союзного государства техника «Атлант» пользуется авторитетом не только за счет былых заслуг, убежден генеральный директор ЗАО «Атлант» Дмитрий Соколовский:
— Мы делаем конкурентоспособную с технической точки зрения продукцию, причем с гарантированным качеством, потому что располагаем производством полного цикла. В холодильниках и стиральных машинах 80 процентов деталей белорусские. На рынке своей страны мы первые по востребованности, в России наша доля присутствия остается стабильной. А по стиральным машинам даже немного растет, потому что бренд в этом сегменте рынка молодой.
Всесоюзный бренд и бренд Союзного государства — совсем не одно и то же, добавляет руководитель. Многое изменилось. На российском рынке ведущие роли играют китайские, турецкие производители. И это уже настолько привычно, что покупатель выбирает товар, глядя не на марку, а на цену. А ведь в период пандемии коронавируса, когда во всем мире производство замерло, именно «Атлант» выручил регулярными поставками. Когда резко выросло санкционное давление, белорусская продукция тоже оказалась тут как тут. Розница и потребители были счастливы! Так надо ли без оглядки отдавать свой рынок зарубежным корпорациям, когда под боком надежный и проверенный временем «союзный» производитель? Вопрос остается открытым.
Что касается «Атланта», он нацелен на дальнейшее развитие.
— Главное у нас есть — творческий потенциал наших конструкторов и технологов, а еще золотые руки рабочих, — подчеркивает Дмитрий Соколовский. — Как массовый бренд мы наиболее известны в качестве производителя бытовой техники. Но у нас активно развивается выпуск промышленной продукции в Барановичах: производство эмаль-провода, кузнечное. В прошлом году переоснастили литейное производство. Возможностей для роста предостаточно, и мы намерены их использовать.
В ТЕМУ
По итогам 2022 года розничные сети в России отметили рост покупательского спроса на холодильники «Атлант».Газосварщица Марина Заремба знает все тонкости своего дела.
Согласно статистике ГК «F+ tech — Марвел», которую приводит газета «Ведомости», в 2022 году было продано около 245 тысяч белорусских холодильников «Атлант». А всего за этот период в России реализовали более 3 миллионов холодильников. То есть практически каждый шестой холодильник, купленный россиянами, был белорусского производства. Лидерами на рынке стали китайский бренд Haier (20,6 % рынка в деньгах), корейский бренд LG (12,3 %), белорусский бренд «Атлант» (6 %), итальянский бренд Indesit и турецкий бренд Beko (по 5,7 %). Отечественные бренды «Саратов» и «Бирюса» также пользовались популярностью у потребителей, сообщают «Ведомости». Холодильники «Атлант» известны своей долговечностью, энергоэффективностью и доступной ценой, что делает их привлекательными для российских потребителей.
По мнению ряда экспертов, компании, предлагающие сейчас демократичные цены при высоком качестве продукции, в том числе производители стран СНГ, в ближайшем будущем могут устойчиво занять нишу ушедших западных поставщиков.
nesterov@sb.by