Архитектура государственного управления: круглый стол в «СБ. Беларусь сегодня»

На мощном фундаменте истории и традиций — современное белорусское государство, устремленное в будущее

Беларусь — одна из самых молодых президентских республик более чем из 150 государств. В этом году исполнилось 30‑летие формирования не только института президентства, но и ряда республиканских органов государственного управления, доказавших за три десятилетия свою востребованность и эффективность. Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности, другие структуры внесли достойный вклад в устойчивое развитие белорусского государства при президентской форме правления. К такому общему мнению пришли участники круглого стола в «СБ. Беларусь сегодня»: председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству Михаил Русый, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентин Семеняко, ректор Академии управления при Президенте Игорь Бузовский, профессор кафедры информационного права факультета криминальной милиции Академии МВД Александр Ивановский.


СКАЗАНО

— Мы не разбазарили народное богатство, не влезли в обременительные долги. Идя от жизни, мы выработали свою собственную модель развития, основанную на взвешенных, продуманных, эволюционных преобразованиях. Без обвальной приватизации и шоковой терапии. С сохранением всего лучшего, что ранее мы имели в нашей экономике и наших традициях. Но одновременно мы учились работать в новых, рыночных условиях, используя весь мировой опыт, учитывая современные тенденции мировой экономики. Сильная государственная власть, сильная социальная политика и опора на народ — вот и весь секрет наших успехов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании, 2 марта 2006 года.

На качественно новой идеологической основе

«СБ»: Как вы можете охарактеризовать историю формирования архитектуры госуправления в Беларуси?

М. Русый: Белорусы — народ исполнительный, привыкший к порядку и дисциплине. Если вспомнить структуру власти в советские времена, была исполнительная власть, законодательная, судебная. И была партия, своего рода институт жесточайшего контроля за принятием решений и их исполнением. И люди привыкли к такой системе: сказано — сделано. Да, были вопросы, которые стоило бы устранять, но в целом система работала. А вот в период с 1991 по 1994 год установилось полное, мягко говоря, безвластие.

Институт президентства стал спасательным кругом, который дал возможность превращения Беларуси в островок стабильности. Просто благо, что Бог нам дал такого руководителя — Александра Григорьевича Лукашенко. Ведь у самого института президентства как такового архитектура может быть разная. Главное, кто придет к управлению.  
Победи на тех выборах любой другой кандидат, была бы страна Беларусь, но не было бы государства. Ведь только в подходе Александра Григорьевича лежали такие основополагающие элементы, как самостоятельность, независимость Беларуси, ее социальная направленность и собственный подход к решению любого вопроса. Президент об этом говорил и это реализовал.
Именно реализация этих базовых элементов позволила за 30 лет сформировать Республику Беларусь как самостоятельное социально ориентированное государство с развитой промышленностью, экономикой, сельским хозяйством, инфраструктурой. И нацеленностью в будущее. Простой пример. Управление делами Президента — казалось бы, хозяйственный орган. Но Президент подтянул в него национальные парки, сберегающие национальный колорит предприятия («Белхудожпромыслы», «Слуцкие пояса»). И сделал это для того, чтобы сохранить национальное достояние — важнейший фактор стабильности и будущего развития. Уже один этот факт говорит о многом.
Михаил Русый:

Фото БЕЛТА

— Глава государства верно говорит: на президента выучиться невозможно. Нет такого института или академии, которая бы готовила президентов. Президентами рождаются: по интеллекту, по подходу, по менталитету и дальновидности. И среди шести кандидатов на первых президентских выборах именно Александр Григорьевич Лукашенко целиком соответствовал этому набору. Нам дал этого человека Бог. За трудолюбие, за рассудительность. И нам его упустить нельзя.

В. Семеняко: Я бы добавил, что история формирования архитектуры госуправления — это фактически история создания нового независимого белорусского государства с президентской формой правления. Уникальность этого феномена заключается в том, что  
первому Президенту страны пришлось проектировать практически с нуля систему управления государством на качественно новой идеологической основе, которая была предложена Александром Григорьевичем Лукашенко в качестве предвыборной программы и поддержана абсолютным большинством граждан Беларуси. В основе этой идеологии — управляемость и ответственность госаппарата перед народом, порядочность управленцев, их нацеленность на результат, внимательное отношение к нуждам всех слоев населения. 
В силу возраста я прекрасно помню, как проходили эти процессы, как проигравшая на президентских выборах сторона пыталась не только критиковать первые шаги молодого руководителя государства, но и откровенно их саботировать. В свою очередь Президент очень активно, в свойственной ему манере, настойчиво и доступно разъяснял свои действия гражданам страны и опирался на их поддержку. В тот период ситуация требовала немедленной реакции на имеющиеся проблемы в экономике, внешней и внутренней политике. Оперативное формирование эффективной управленческой команды позволило в кратчайшие сроки организовать работу по их рассмотрению и решению. На этом этапе формирования государства, как и в последующие годы, руководство страны в основу угла ставило национальные интересы и специфику ментальности белорусского общества.
Валентин Семеняко:


— В основу оценки результатов работы всех государственных органов Президент положил преданность стране и ответственность каждого госслужащего за выполнение своих обязанностей на порученном участке работы. Этим во многом обусловлены эффективность и устойчивость архитектуры государственной власти, проверенные временем. И их способствование единению нации.
И. Бузовский: В мировой истории много примеров, когда в сложные, судьбоносные периоды развития стран и регионов проявилось непреходящее значение сильного национального лидера. Новейшее время не является исключением.  
В Беларуси становление и укрепление института президентства в сочетании с сильной личностью Александра Григорьевича Лукашенко позволили нашей суверенной стране эффективно реализовывать независимую политику в условиях сложной международной обстановки, нарастающих процессов глобализации. 
При этом сегодня во многих европейских государствах отмечается тенденция отсутствия сильных лидеров. Их заменили так называемые нанятые менеджеры, которые ставят интересы западных держав и транснациональных корпораций выше интересов собственных народов.

Вот уже 30 лет четко определенные Президентом Александром Лукашенко наши базовые ориентиры — социальная справедливость, благополучие всех граждан, единство и суверенитет страны — остаются неизменны. Именно благодаря этому мы вместе создали независимое государство для народа в центре Европы. Беларусь продолжает уверенно противостоять вызовам и угрозам современности, сохраняя вековые, исконно белорусские ценности и традиции. Ярким примером подлинного народовластия является Всебелорусское народное собрание.

Корректировка национального законодательства, направленная на урегулирование отношений госорганов и гражданского общества, совершенствование подходов к созданию и деятельности политических партий и общественных объединений, поиск новых форм их работы, способствует становлению зрелого общества в суверенной Беларуси.

Убежден: критически важно не останавливаться на достигнутом, идти вперед с учетом складывающихся реалий. Сегодня ключом к успеху становятся не финансы и природные богатства, а людские ресурсы и эффективные модели управления. Стремительно стартовавшая в конце прошлого века цифровизация уже развивается в тесной взаимосвязи с высокими гуманитарными технологиями. 
Игорь Бузовский:


— Благодаря уникальному таланту руководителя, мудрости и самоотверженности наш Президент по праву является автором самых светлых страниц новейшей истории независимой Беларуси, бесспорным национальным лидером, незаурядным политиком мирового масштаба. Глава государства в непростой обстановке последовательно решает сложнейшие задачи по сохранению стабильности в нашей стране, претворению в жизнь социально-экономических преобразований, защите национальных интересов на международной арене. Именно с Александром Лукашенко связано чувство уверенности в завтрашнем дне.
А. Ивановский: Формирование устойчивых структур государственного строительства и госуправления практически началось после принятия назревшего решения о переходе к президентской форме правления и строительству социально ориентированного государства. К наиболее важным преимуществам такой формы правления можно отнести возможность сплочения общества путем личного голосования граждан и принятия судьбоносных решений с помощью механизма референдумов. Это позволило выбрать направление и предпочтительный проект госстроительства.  
Единоначалие позволило системно формировать единую политику государства и концентрировать ресурсы на наиболее важных направлениях. С нескольких месяцев до нескольких дней сократилось время принятия государственных решений.  

Национальный лидер Александр Лукашенко приступил к запуску системы проектов, направленных в будущее страны. За это время изменилась структура валового внутреннего продукта, появились новые отрасли, и это необязательно машиностроение или информационные технологии. Например, вновь создана парфюмерная отрасль, продукция которой отвечает высоким стандартам. Едва ли не с нуля создана национальная система подготовки военных кадров, в результате чего сегодня наша страна обладает необходимыми компетенциями в военном деле.
Александр Ивановский:

 фото из архива «СБ».

— Национальный лидер — это человек, который в наибольшей степени аккумулирует ценности народа. Поэтому ключевой является необходимость кандидатуры Главы государства, беззаветно преданного национальным интересам и народу. В рамках прежней системы такого лидера в Беларуси не нашлось. И на выборах Президента ярко победил управленец из народа. Именно ему выпало стать во главе государства, взять на себя ответственность за его развитие, единение власти и общества.

Гарант стабильности — сильный лидер

«СБ»: Можно ли сегодня говорить о том, что исключительно народный и национальный характер белорусского госстроительства стал залогом его устойчивости?

А. Ивановский: Отвечая на этот вопрос, я бы подчеркнул то, что  
в работе с кадрами и гражданами управленцы делали упор в первую очередь на преданность белорусскому государству и профессиональную компетентность. От нашего общества, несмотря на существование отдельных безуспешных попыток, в процессе госстроительства никогда не исходил душок национализма, агрессии. 
Смею взять на себя смелость и утверждать, что отличительная черта подавляющего большинства наших современников — трудолюбие и стремление к высокому качеству выполняемых работ. Это связано с тем, что национальный характер белорусов — ответственный, взвешенный и открытый, о человеке судят по его делам и поступкам. Так повелось издавна. Другим фактором стало то, что после Великой Отечественной наша республика представляла собой своеобразный плавильный социальный котел. Восстанавливали БССР и строили новые производства всем Союзом. Для подтверждения этого факта достаточно полистать списки первых 380 преподавателей Брестского государственного университета им. Пушкина. Они приехали к нам после войны из разных городов и республик. То же можно сказать и о составе первых академиков Национальной академии наук.

И. Бузовский: Гарант стабильности и безопасности государства — именно сильный лидер. В рамках единого дня информирования в Академии управления при обсуждении этой темы мы раздали слушателям флаеры с арифметическим примером: 50 + 30 = 80. Аудитории было предложено расшифровать цифры. В этом примере глубокий смысл. 80 лет мира и созидания — это не данность судьбы. Это составляющие 50 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 30 лет суверенного развития под руководством Александра Григорьевича Лукашенко, без которого мирного существования могло вообще не быть. Пример — новейшая история практически всех постсоветских республик.

Треть века назад Республика Беларусь стояла на пороге тяжелых испытаний. За декларируемыми Верховным Советом (при подсказке извне) целями «вхождения в мировую цивилизацию», «приобщения к демократическим ценностям и свободам» стояло стремление западных монополий поставить белорусскую экономику и идеологию в зависимое положение. Общество скатывалось к национализму, прикрывавшемуся лозунгами национального «возрождения». Буквально подкинутые тогда людям символы, лозунги, фальшивые смыслы жизни тянули в жуткую пропасть. Сегодня это уже в прошлом.
Курс Александра Григорьевича Лукашенко на построение сильного справедливого правового государства полностью оправдался и дал конкретные результаты. 
Одним из механизмов, позволяющих достигать данную цель, является ежегодное обращение Президента с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

Вдумайтесь: 
впервые за всю нашу историю целое поколение белорусов обрело право прожить жизнь без войн, порабощения, гнета.  
И это не подарок судьбы. На фоне многочисленных конфликтов в разных уголках планеты восемь десятилетий подряд мирного неба над головой дались нашим людям отнюдь не легко.

Нам просто жизненно необходимо сохранить это и впредь. Данный посыл мы постоянно доводим до студентов и слушателей, работников академии: каждый должен сделать все для прибавления мирных лет на белорусской земле. Мы непобедимы лишь тогда, когда объединяем усилия, солидарны и сопричастны к судьбе своей страны.

М. Русый: Как раз этому — мирному созиданию — всецело и способствует институт президентства, имеющий в нашей стране особый статус: у него и национальный характер, и народный. Я очень рад за нашу молодежь, которая выросла в новых условиях и даже не может сравнить жизнь с периодом до появления института президентства. Но мы должны и ей постоянно напоминать об этом. А почему народный? Обратите внимание: все страны закрыли свои границы, Украина и вовсе заминировала их. Нарушены торгово-экономические связи, людям запрещают ехать в Беларусь и Россию. А белорусский Президент сперва открывает безвиз для четырех стран, а ныне — для 35! Это истинно народный белорусский подход.

Народный характер института президентства подчеркивает и его отношение к гражданам. В 2006 году принята Директива № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». И если человек сталкивается с проблемой, которую невозможно разрешить законом, решение принимается в пользу заявителя.  
И в этом отличие нашего института президентства и архитектуры белорусской власти. Которая на всех уровнях практикует те же принципы, что и Глава государства: действовать во благо народа, быть исполнительной и справедливой.
Национальный же характер нашего института президентства хорошо проявила пандемия. Когда Европа бросилась закрываться и останавливать производство, наш Глава государства поступил разумно и, как показало время, абсолютно правильно. Единственный в мире! И это подчеркивает особый белорусский национальный характер института президентства.

В. Семеняко: Позволю себе снова вернуться к 1994 году. Программа Александра Григорьевича Лукашенко была понятна простым людям, она предполагала формирование новой управленческой номенклатуры, привлечение в управление государством людей, болеющих за страну, понимающих значимость ее потенциала, отказ от чиновничьего чванства, высокомерия, стяжательства, борьбу с коррупционными проявлениями. На протяжении 30 лет белорусский народ является свидетелем того, что наш лидер ни на йоту не отступил от этих принципов. Более того,  
Беларусь и ее Президент в конструктивном мировом сообществе олицетворяют собой пример бескорыстного служения своему народу и национальным интересам. Это основа государственного строительства.  
Необходимо отметить, что народность государственной власти в Республике Беларусь не просто провозглашается как принцип государственности, она находит свое отражение в Основном Законе страны, во всех законодательных и нормативных актах и реализуется на практике в решениях государственных органов всех уровней.

Нацеленность на созидание

«СБ»: Имеет ли современная белорусская система госуправления потенциал для совершенствования, открытость для трансформаций на пользу обществу?

И. Бузовский: Разумеется, только назвал бы данный процесс совершенствованием. Стремительно меняющийся цифровой век требует принятия нестандартных, гибких и в то же время ответственных решений. В свое время (в 2013 и 2017 годах) мы провели масштабную оптимизацию системы госорганов, иных организаций, а также численности их работников. Определили ключевым приоритетом не количество, а качество. Если в 2011‑м в стране было почти 60 тысяч госслужащих, то сегодня — около 37 тысяч.  
В Беларуси соотношение государственных служащих к численности населения стало меньшим, чем у наших соседей, да и во многих других государствах: один белорусский госслужащий на 260 граждан.  
Поиск оптимальных и эффективных форм, методов, количественных показателей носит системный характер.

Важно, руководствуясь в том числе международными практиками, не упустить специфику развития собственной государственной системы с безусловным учетом национальных интересов. Как говорится, что для одного благо, то для другого зло.

Мы реалисты. Видим, что сегодня во всем мире востребованы люди, не просто обладающие набором интересных и важных знаний, но и демонстрирующие самостоятельность, целеустремленность и инициативу.
Перед нашей страной стоит задача укрепления и развития национальных управленческих элит.
И здесь велика роль Президентской академии, призванной готовить управленцев-государственников, преданных своему Отечеству. Людей, способных реализовывать социально ориентированную политику, а главное — оперативно и результативно реагировать на новые риски и угрозы.

В нынешних, мягко говоря, непростых условиях  
нам как никогда важно выработать такие модели управления, которые способны консолидировать граждан и нацеливать их на созидание.
А. Ивановский: Как специалист в сфере управления я исследовал трансформацию структуры управления на белорусских землях начиная с 1800 года по настоящее время. И с учетом имеющегося опыта хотел бы отметить уникальность архитектуры нашей системы государственного управления. Основные ее черты и элементы отражены в тексте новой Конституции. Изменения структуры и связей ее элементов, отношений вызывают изменения геополитической обстановки, научно-технические революции, инновации. Конечно, важно увидеть за всеми этими событиями то, насколько становится после этих преобразований, говоря образно, более толстым бутерброд белорусского гражданина.
Открытость нашей системы управления настоятельно требует ментальной готовности к изменениям. Поэтому в основе идеологии белорусского государства лежат достижения гуманитарных наук и политологии предыдущих столетий. В ней гармонически сочетаются социалистические, консервативные и либеральные ценности. Она является альтернативой неолиберальной западной модели управления. 
Перечень приоритетов идеологических ценностей у нас также уникальный и обновляемый с 1996 года на каждом Всебелорусском народном собрании. В структуре ценностей — гармоничное сочетание трех классических идеологий и ориентация на человека. Отметим, наши приоритеты более чем наполовину не совпадают с приоритетами Запада. Кстати, в настоящее время развернута большая дискуссия управленцев и специалистов об использовании идей и технологий искусственного интеллекта в государственном строительстве и управлении. Однако здесь существует огромное число непредсказуемых рисков.

В. Семеняко: Потенциал для совершенствования любой действующей модели априори существует всегда. Весь вопрос в том, существуют ли в обществе реальные механизмы для таких трансформаций и насколько они эффективны. Анализ мировых подходов к реформированию систем госуправления показывает, что даже «продвинутые в демократическом плане» государства (по крайней мере, считающие себя таковыми) не всегда могут похвастаться наличием у простых граждан реальных возможностей повлиять на эти процессы. 
Белорусский опыт показателен тем, что наше общество на всех этапах государственного управления в тех или иных формах имеет реальные возможности влиять на принятие решения.  
Открытость белорусской государственной системы для совершенствования и дальнейшего развития гарантируется Конституцией. Белорусские граждане обладают правом законодательной инициативы: имеют право разрабатывать и вносить в Парламент проекты законов. Наиболее значимые законопроекты в обязательном порядке проходят общественное обсуждение. По итогам референдума 2022 года согласно обновленной Конституции перечень механизмов реального народовластия в стране значительно расширен. Можно отметить, что
государственная власть в Беларуси не декларативно, а реально принадлежит народу и подконтрольна ему в своей деятельности. И это является величайшим достижением нашего 30‑летнего опыта государственного строительства.
osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter