Казалось бы, мы все уже знаем о беспилотниках. Но мало кто представлял, что аки вороны они могут закружить над Москвой. И как бы доблестно ни сработали россияне – а споры об эффективности отражения налетов не умолкают, – сам по себе факт массовой атаки воздушных роботов не из воодушевляющих. Некоторые эксперты уже ударились в обморочные прогнозы, мол, нет спасения. Но нет спасения, это если не готовишься.
Ради объективности стоит заметить, что да – у нас идентичная с российской система ПВО и, извините, схожие возможные ошибки… К счастью, восполняем мы пробелы в мирное время. И понимаем: угроза массированного применения дронов – не эпизод противостояния в одной горячей точке, а новая боевая реальность. Уже сейчас на Западе реализуется концепция одновременного применения на поле боя нескольких сотен беспилотников. Летают они и роями, и косяками. А некоторые – просто дешевая приманка для вскрытия ПВО. Собьешь такого «воробья» из пушки – раскроешь положение своих зенитных ракетных комплексов. И получишь удар уже по ним.
То есть нужен комплексный ответ на подобную систему. Дает его в том числе отечественный боевой модуль «Кречет», который впервые демонстрировался на недавней выставке Милекс-2023 в Минске. Это интеграция радиолокационной станции, автоматического пулемета и бронемашины «Кайман».
Работает машина по всем типам беспилотной авиации. В средства огневого поражения входит комплекс «Адунок», позволяющий эффективно уничтожать цели в радиусе до 500 метров. Имеется в составе «Кречета» и дрон-перехватчик – для защиты самого модуля от вражеских беспилотников.
Недавно белорусы получили и комплекс С-400. Специалисты, и наши, и западные, конечно, бросились анализировать огневые характеристики ЗРК, которые в ходе операции в Украине показали себя с лучшей стороны. Но мало кто обращает внимание на такую характеристику, как дальность обнаружения целей. А она у С-400 составляет 600 километров. Думается, что эту способность в Беларуси сумеют распространить и на беспилотники, тем более что радиолокационная система интегрирована в общую матрицу управления ПВО.
Но это все – о высоком. А как показывают будни, порой даже средства радиоэлектронной борьбы – наш основной аргумент против беспилотников – не справляются гарантированно с некоторыми типами дронов. В том числе с такими, которые атаковали Белокаменную. Уничтожить их можно только физически. И здесь, опять же, человек с автоматом или пулеметом незаменим. Сегодня даже на сборах запасников в Беларуси предполагается, что работают они при непрерывном воздействии вражеских БПЛА. Обнаружение этих аппаратов – перманентный приоритет.
Четыре года назад министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон заявил, что поставлена задача создать «эскадрильи объединенных в сеть дронов, способных сбить с толку и ошеломить ПВО противника». Этот путь стал для НАТО магистральным. Наша магистраль – развитие системы противостояния беспилотной угрозе. Никто нас не ошеломит, если будем идти вперед и внимательно смотреть в небо.