Тренерские отставки бывают разные. Случается, как с Игорем Криушенко, когда то ли масть не идет, то ли пенсия в дверь постучалась. Игорь Николаевич — специалист классный, но в прошлом сезоне уволили его раньше времени из брестского «Динамо» за отсутствие результата, а в нынешнем, опять же досрочно и по той же самой причине, попросили на выход из БАТЭ.
Бывает, как с Альбертом Рыбаком, который работал себе в новополоцком «Нафтане» без особого блеска, но в грязь лицом не ударял — тянул горе-команду, как мог, надрываясь, но руководство все-таки решило его сменить, надеясь втайне, что если одну слагаемую двоечку поменять местами с другой, то в сумме получится не четыре, а, скажем, восемь. Или еще лучше — десять! Подумали и заменили Рыбака на подвернувшегося Криушенко. Теперь, потирая руки, сидят и ждут, что клуб заиграет, как «Барселона», и к концу чемпионата разменяет свою 13-ю позицию в турнирной таблице на место в топ-5.
Наиболее часто происходит так, как в солигорском «Шахтере». Там, конечно, проблемы серьезные, и совсем еще молодой наставник Станислав Суворов старался изо всех сил, но, будем откровенны, играла команда крайне нестабильно, и не покидало ощущение, что даже с этим составом можно лучше. Замена тренера на опытного Сергея Подпалого, работавшего в структуре клуба заместителем директора по спортивной части, в этой связи выглядит довольно логичной и обоснованной. Как помощь старшего товарища младшему коллеге.
Но приключается иногда так, как в «Витебске». Неделю назад футбольный люд огорошили сообщением, что здесь расстаются с главным тренером Александром Павловым. Специалист пришел в команду после провального сезона 2022 года, под его руководством клуб с ходу вернулся в элиту, дважды выходил в четвертьфинал Кубка Беларуси, продолжает наращивать обороты и в текущем сезоне идет на высоком для себя седьмом месте. Все понимают, что Павлов — тренер с потенциалом. За его плечами — классная игровая карьера (один только гол в ворота «Баварии» в знаменитом поединке Лиги чемпионов чего стоит!), есть желание расти и учиться. Но, как оказалось, не только это. Не пугайтесь и не смейтесь, но за плечами Александра Валерьевича зловеще мелькнул не кто-нибудь, а сам профессор Мориарти!
Тень легендарного злодея удалось разглядеть директору ФК «Витебск» Николаю Вайтюховскому, о чем он не преминул сообщить журналистам. «Решение об уходе из клуба Павлов принимал сам, — заявил Вайтюховский. — Точнее, не совсем сам, а под огромным давлением одного деятеля, которому он не может отказать. Есть у нас в белорусском футболе «профессор Мориарти», который вроде и не может находиться рядом с этой игрой, но, пользуясь высоким покровительством, пытается дергать за ниточки и делает это совсем не в интересах развития футбола. Я по-прежнему очень высокого мнения о тренере Александре Павлове, но на данном этапе он попутал чувство благодарности и безропотное выполнение чужих решений. Он получил указание разорвать контракт».
Кто же этот грозный старик, «гений математики и Наполеон криминального мира»? Кто этот слон в посудной лавке, которому не может противостоять талантливый начинающий тренер Павлов? Кто он, этот злой Карабас Барабас, орудующий в нашем футболе словно в собственном кукольном театре? И найдется ли на этого Мориарти свой Шерлок Холмс, который выведет его на чистую воду?
Ларчик, надо полагать, просто открывается. Можем ли мы предположить, что в образе профессора Мориарти директор ФК «Витебск» Вайтюховский увидел отлученного от футбола по делу о договорных матчах Анатолия Юревича, под началом которого Павлов начинал свою тренерскую деятельность в «Энергетике-БГУ»? Вполне. Под чьим «высоким покровительством» Юревич ныне находится? Тут решайте сами, без подсказок, мы в догадках теряемся. Зачем Павлов добровольно покинул «Витебск», где у него все складывалось успешно? Вероятно, нарисовался новый интересный вариант продолжения карьеры (специалиста сватают в штаб минского «Динамо»). Дело, в общем-то, житейское. Вполне местечковое и даже пустяковое. Но, как говорил настоящий Мориарти реальному Шерлоку Холмсу: «Когда рыбаку надоедают попытки поймать неуловимую рыбку, он мутит воду. И она слишком поздно понимает, что заплыла в ловушку. Кто из нас с вами рыбак, а кто — форель?» Вот ведь вопрос!
s_kanashyts@sb.by