Источник: Знамя юности
Знамя юности

Анатолий Бурдо убежден: тот, кто участвовал в поисковых работах, не способен предать Родину

Анатолий Бурдо, один из основателей поискового движения в нашей стране, в начале года получил грант Президента. Поговорили с Анатолием Алексеевичем о патриотизме, первом исследовательском опыте и музее, на реставрацию которого пойдет большая часть средств.
– Мы продолжим эту работу по увековечиванию памяти о подвигах и героях Великой Отечественной войны. Пришло время молодежи принимать эстафету у старших поколений и поддерживать Вечный огонь этой памяти. Поддерживать ради мира на нашей земле.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на церемонии возложения венка в мемориальном комплексе «Курган Славы», 3 июля 2022 года

За 40 лет участники военно-патриотического клуба «Поиск» установили тысячи имен защитников Отечества

  Первый Всесоюзный сбор по­исковиков прошел в Калуге 13 марта 1988 года. Эту дату и принято считать днем рождения поиско­вого движения. Анатолий Бурдо был в числе 106 участнико­в. Анатолий Алексеевич – пре­подаватель рисования, жи­вопи­си и черчения Витебского государ­ственного индустриаль­но-технологического колледжа, с 1983-го руководит Витебским молодежным общественны­м объединением «Военно-патрио­­тический клуб «Поиск». А еще он директор Народного музея боевой славы Витебской Краснознаменной ордена Суворова 251-й стрелковой дивизии:

– Мы проследили боевой путь дивизии от начала до конца Великой Отечественной, послевоенную судьбу оставшихся в живых бойцов и командиров, ставших профессорами, докторами наук, государственными деятелями. Собрано более 8000 экспонатов, рассказывающих о подвигах и быте солдат. Музею 35 лет, на его реставрацию и пойдет большая часть гранта.

Родом Анатолий Алексеевич из Осиповичей. Там же получил первый поисковый опыт. Семикласснику поручили собрать информацию об одной из первых комсомольских организаций в Беларуси. Подросток провел масштабное исследование, встречался с комсомольцами 1920-х годов. Почти все они были фронтовиками. Получился содержательный альбом, который затем забрал в архив исторический музей в Минске. Послевоенное детство Анатолия Бурдо было сопряжено с войной:


– В земле осталось много оружия. Дома – отец, который командовал взводом подрывников в бригаде Брагина отряда Сытько. На его боевом счету три взорванных эшелона. Получил семь ранений. Одну большущую рану на плече от осколка помню до сих пор.

С детства Анатолий обожал рисовать. После школы в Бобруйске окончил художественное ПТУ, потом служил в рядах Советской армии. Стал мастером спорта по легкой атлетике, входил в состав сборной Белоруссии. После демобилизации отучился на худграфе Витебского пединститута и три года учительствовал в витебской средней школе № 18. Оттуда перешел в ПТУ № 19 (тепер­ь это Витебский государственный ин­ду­стриально-технологический коллед­ж), где по сей день обучает рисованию, живописи и черчению.

Во время занятий по рисованию Анатолий Бурдо уделяет внимание и патриотизму

Учебное заведение шефствовало над 251-й Витебской стрелковой дивизией. В год 40-летия Победы Анатолия Алексеевича пригласили в Москву на встречу с ветеранами соединения. Кто-то из фронтовиков спросил, правда ли, что в Витебске работает музей, посвященный дивизии. Пришлось опровергнуть слухи и пообещать создать экспозицию.

В поиск включились и педагоги, и учащиеся. Вели переписку с ветеранами дивизии, родственниками, поздравляли с праздниками, собирали материал. За три года список из 15 человек увеличился до 500 фамилий. В 1988 году музей открыли. На торжество приехали более 250 бойцов соединения и их близкие, привезли документы, личные вещи для экспозиции.

Музей разместился в коридоре учебного заведения. Анатолий Алексеевич считает такое расположение плюсом: пусть и мимоходом, но учащиеся постоянно смотрят выставку и сами пополняют ее экспонатами. Однаж­ды ребята принесли пачку сатирических газет «Раздавим фашистскую гадину», которая выходила во время войны: нашли возле мусор­ного бака.

Педагог-поисковик вспомнил случай, когда в воспитательных целях взял на раскопки четырех трудных подростков. Мальчишки впервые сами сделали подмости под палатку и гордились этим. Одну банку мясных консервов Анатолий Алексеевич наказал делить на двоих. Одна­ко нашелся тот, кто слопал тушенку в одиночку, второму пришлось голодать. Но к окончанию вахты подростки многому научились: доверять друг другу, помогать. Педагог уверен:

– В таких экспедициях ребята совсем по-другому начинают воспринимать войну. Молодые люди, которые участвовали в поисковых работах, раскопках захоронений на местах боев, искали информацию в архивах, встречались с ветеранами, не способны Родину предать, а если надо, станут на ее защиту.


Во время занятий по рисованию Анатолий Бурдо рассказывает учащимся о героях войны, комиссаре отряда Иване Полищуке, с которым начинали поисковое движение в Беларуси. Говорит и о подонках, которые пытаются в Украине вернуть фашизм.

Изучать историю дивизии помогают люди из разных уголков бывшего Советского Союза, которые объединились в соцсети «ВКонтакте» на страничке «251 Стрелковая Дивизия». Анатолий Алексеевич рассказывает:

– Так уж получилось, что собирали информацию по нашей дивизии, а теперь работаем по армиям и даже фронтам, потому что каждый день приходит много запросов от людей.

За 40 лет участники военно-патриотического клуба «Поиск» установили имена большого числа защитников Отечества. Восстановление исторической памяти, патриотическое воспитание молодежи – главные задачи клуба и ее руководителя.


В ТЕМУ

Девочка по имени Лучёса

Любопытная история связана со стихотворением «Лучёса», которое написал поэ­т-фронтовик, командир снайперского взвода 251-й стрелковой дивизии Георгий Ушков.

По приказу Гитлера фашисты создали под Витебском неприступную оборону. Пресловутый немецкий Восточный вал – долговременные оборонительные сооружения – проходил в районе реки Лучёса. На этом рубеже фронт стоял девять месяцев.

Стихотворение стало символом памяти о воинах 5-й, 33-й, 39-й армий, погибших в боях под Витебском. Его напечатали в дивизионной газете. Последние строчки такие:

И в память тех, кто в росную траву

Упал навек, свой долг отдавши честно,

Я будущую дочку назову

Твоим прекрасным именем, Лучёса.

Однако Георгию Алексеевичу не пришлось стать отцом: он погиб в 1944-м в Литве. Но девочка по имени Лучёса все же появилась на свет, даже две. Сестра Георгия Ушкова Нонна Алексеевна младшего из четверых сыновей в память о погибшем брате назвала Георгием, а первая дочь старшего сына носит имя Лучёса – Лучёса Набатова. В марте этого года в Израиле она нашла свою тезку – Лучёсу Рабаеву. Оказывается, однополчанин Ушкова, вдохновленный стихотворением, назвал свою дочь в честь реки в Витебске.

alimova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter