Прошедшие в США выборы 46-го президента многие аналитики уже успели окрестить самыми скандальными и неоднозначными за всю историю Соединенных Штатов. Превращение Вашингтона в неприступную крепость в день инаугурации нового лидера — с бетонными стенами, километрами колючей проволоки и десятками тысяч военнослужащих с оружием — в самом деле позволяет считать нынешнюю президентскую кампанию беспрецедентной. Однако и прежде мировая «цитадель демократии» была весьма специфической в плане выборов, вспоминает председатель Союза писателей Беларуси и Республиканского общественного совета по нравственности кандидат юридических наук Николай Чергинец.
Америка не может без скандалов. В 2004 году демонстранты возмущались подсчетом голосов, а после выборов 2020-го гвардейцам пришлось защищать Капитолий от буйствующей толпы...
— Николай Иванович, в постсоветское время стало традицией оценивать те или иные выборы с позиции выводов, данных международными наблюдателями. Но Беларусь то и дело сталкивалась с явной заангажированностью части таких наблюдателей. Когда-то председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Андриан Северин даже признал, что, если бы ко всем странам ОБСЕ предъявляла такие же требования, как к Беларуси, около трети государств-членов этой организации стоило бы вообще исключить из нее. Но в США, надо полагать, все было в порядке?
— Отнюдь. Я работал председателем Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики, и осенью 2004 года в составе миссии наблюдателей ПА ОБСЕ участвовал в международном мониторинге президентских выборов в США. И мониторинг тот оказался весьма характерным.
Во-первых, несмотря на настоятельные требования миссии наблюдателей, нам не было позволено посетить ни один избирательный участок до основного дня голосования. Так, по предложению властей наша группа выехала в штат Вирджиния. Но вместо помещения избирательного участка, о чем мы настоятельно просили, нас пригласили в офис губернатора, где с нами по очереди беседовали разные чиновники, пытаясь пустыми разговорами затянуть время.
И так было повсеместно: до основного дня голосования доступа на участки нам не дали. Не допускаются на участки и представители СМИ. В сам же основной день, 2 ноября, нам разрешили посетить только три участка. Причем на брифинге для наблюдателей нас заранее (!) предупредили, что недопуск на остальные участки следует расценивать не как попытку администрации скрыть избирательный процесс, а… как недоработку со стороны местных властей.
Во-вторых, в мэрии Вашингтона мне как члену миссии ПА ОБСЕ было вручено обращение исполнительного директора организации Worldrights («Защита прав человека во всем мире») Тимоти Купера, в котором говорилось о том, что жители Вашингтона вообще лишены возможности иметь своего представителя с правом голоса в палате представителей США — и полностью лишены какого-либо представительства в сенате. «Более полумиллиона лиц, проживающих в американской столице, не только не обладают фундаментальным правом на равное представительство в национальном законодательном органе своей собственной страны, но также и лишались такого права на протяжении вот уже более 200 лет», — отмечалось в этом обращении. Таковы особенности законодательства в «цитадели демократии».
— Вас не пускали на участки до основного дня голосования. То есть ход досрочного голосования остался вне поля вашего зрения?
— Не совсем так. Миссии наблюдателей было хорошо известно, что в США накануне выборов проводилась массированная кампания по принуждению наибольшего количества избирателей к досрочному голосованию.
Руководители компаний и организаций в приказном порядке заставляли своих подчиненных голосовать досрочно. Даже аппарату ООН — около 10 000 человек! — было рекомендовано проголосовать до 2 ноября, причем за конкретную фамилию: республиканца Джорджа Буша-младшего. Практиковались такие методы давления на избирателей, как угрозы их привлечения к суду за неправильную парковку, неуплату ЖКУ и прочие административные грехи…Я своими глазами видел материалы (и привез их в Минск) о том, что руководители школьных учреждений распространяли среди детей агитационные материалы с прямым указанием, за какого кандидата надо голосовать родителям учеников. Вы можете представить себе подобное в Беларуси — хоть 15 лет назад, хоть сегодня?
— Не могу. Однако после ваших рассказов не только нынешние выборы в США, но и те, 2004 года, вызывают стойкое ощущение дежавю. Как тут не вспомнить «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова, в которой приводятся примеры брутального давления на избирателей — с угрозой оружием, киднеппингом и т.д. Но то было почти столетие назад…
— Америка бережно чтит свои традиции. Приведу еще один факт из 2004‑го. Власти Флориды, желая набрать максимальное количество голосов в пользу баллотировавшегося на новый срок Буша-младшего, разослали 60 000 открепительных талонов избирателям, которые якобы не смогут проголосовать на территории своих участков. Так вот, эти талоны получили только 2000 избирателей, остальные 58 000 талонов «пропали». Нетрудно догадаться, что они, скорее всего, были применены в пользу одного из кандидатов. И легко догадаться, какого именно.
Кстати, в Вашингтоне в дни той избирательной кампании работал региональный центр, оснащенный 87 телефонными линиями и десятками компьютеров, на которые поступали жалобы избирателей, проживающих в южной части страны — Флориде и других соседних штатах. Я по сей день сохранил эти документы. Смотрите: на 1 ноября в этот центр поступило около 33 000 таких заявлений. На следующий день (именно 2 ноября мы этот центр посетили) было получено еще примерно 10 000 жалоб. Так вот, 1152 избирателя негодовали, что не получили возможности проголосовать, хотя имели на это право. 1074 человека жаловались на давление или иное воздействие на себя. А еще 7000 избирателей возмущались принуждением непосредственно на избирательных участках или при входе на них голосовать за конкретного кандидата!
Неудивительно, что присутствие международных наблюдателей в США вызвало в 2004 году бурный протест со стороны властей и политиков. Они заявляли о том, что Соединенные Штаты являются величайшей демократией мира — и приглашение наблюдателей ОБСЕ создает плохой прецедент.
Широкое использование административного ресурса и отсутствие равных условий предвыборной борьбы, приведшие к многочисленным нарушениям и просто ошибкам, позволили нам заключить, что вне всякого сомнения выборы президента США 2004 года не соответствовали стандартам ОБСЕ. Впрочем, это мало кого волновало. О том же можно судить и по выборам нынешним. В том числе и на этом фоне сам собой напрашивается и другой вывод: белорусское избирательное законодательство является не в пример более демократичным.— Николай Иванович, недавно гражданка, называющая себя «избранной главой государства», приняла участие в так называемой неформальной дискуссии по формуле Аррии, не относящейся к числу мероприятий Совета Безопасности ООН, но проводимой в ее кулуарах. И озвучила вместе с другим беглым оппозиционером полную чушь в отношении нашей страны. Постоянный представитель Беларуси при ООН Валентин Рыбаков максимально релевантно и полнотело обозначил наше отношение к этому действу, прокомментировал ситуацию пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз: «От нездоровых фантазий и воспаленного восприятия никто не застрахован… Этот театр с уже далеко не свежими актерами кочует с одной международной площадки на другую. К сожалению, на этот раз фальшивой игрой запятнали стены главной международной организации». Подобное случалось ранее?
— Самозванцев в ООН прежде не бывало, однако острые дискуссии случались. На них Беларусь всегда решительно выступала против любых попыток политизации проблематики прав человека. И против ее применения в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Наш подход всегда был основан на уважении национального суверенитета и территориальной целостности государств — и отказе от порочной практики избирательности и двойных стандартов в вопросах прав человека.
И такой практике мы всегда старались дать достойный и решительный отпор. Кстати, той же осенью 2004-го я принял участие и в работе 59-й сессии Генассамблеи ООН, где выступил с докладом, вызвавшим аплодисменты. А все потому, что как раз на той сессии США определили для себя очередную жертву — нашу страну. Но не получилось. Отметив, что Соединенные Штаты пытаются использовать трибуну ООН для сведения счетов в двусторонних отношениях, я среди прочего заявил: «Нам предъявляют претензии в недостаточных полномочиях Парламента… Каких прав не хватает белорусскому Парламенту, чтобы обвинять его? Разве что права принимать односторонние экстерриториальные экономические и политические меры принуждения, как американский «Акт о демократии в Беларуси»? Извините, такое право белорусскому Парламенту и даром не нужно!» Зал, повторюсь, аплодировал. Поскольку своей позицией мы попали в самое больное место: прямо и открыто заявили, что в нашем общем доме Объединенных Наций все чаще царит атмосфера страха и циничного подавления сильными мира сего принципов равноправного диалога и свободного волеизъявления государств. Так было в 2004 году. Увы, так есть и сегодня.
В ТЕМУ
Валентин Рыбаков, постоянный представитель Беларуси при ООН:
— Беларусь не потерпит никакого внешнего вмешательства и давления. Не следует злоупотреблять мандатами главных органов Организации Объединенных Наций, чтобы только лишь удовлетворить узкие политические интересы определенных стран. Беларусь призывает все стороны выполнять нормы международного права и полностью соблюдать цели и принципы Устава ООН. Мы готовы сотрудничать со всеми государствами-членами на принципах взаимного уважения и диалога.
(Из выступления во время неформальной дискуссии по формуле Аррии.)
osipov@sb.by