Глеб Дударев — восьмой. В финале чемпионата мира в Катаре по метанию молота белорус начал многообещающе, «раскрутив» результат к третьей попытке, но продолжить не смог. Подвело не выдержавшее перегруженного сезона колено. Можно, конечно, хмыкнуть и напомнить, что остальные летом тоже не отдыхали. Но среди зрителей на стадионе Халифа был как минимум один человек, который успехам молодого (Дудареву всего 22 года) белоруса ничуть не удивился. Когда-то давно Андрей Кохановский участвовал в соревнованиях по метанию диска на Олимпиаде в Атланте. Чуть позже окончательно перебрался за океан, начав учить там студентов легкой атлетике. Пару лет назад помог устроиться в американский университет молодому белорусскому метателю молота Глебу Дудареву, который сегодня находится в шаге от того, чтобы поставить на уши мировую элиту и стать примером для других белорусских юниоров.
Таких историй можно найти много. Спортивные результаты нередко становятся для молодых людей (в том числе и белорусов) возможностью попасть в американский вуз, а там — как жизнь сложится. Глеб Дударев — дело другое. По словам Кохановского, он ехал в США с серьезной целью, и сегодня очень близок к тому, чтобы ее достичь:
— Мне очень понравилось выступление Глеба. Для него ведь нынешний чемпионат мира — первый. Вы же помните? И в финал он попал впервые на взрослых международных соревнованиях. Стал восьмым? Так это неплохо. Объективно, большинство соперников на этом уровне сильнее и, главное, старше и опытнее. Дударев пока молодой, но это проходит.
Чего Дудареву не занимать, так это оптимизма и уверенности. 22-летний парень, оказавшийся в компании титанов мировой атлетики, не просто не тушуется, а фактически бросает им вызов: «Вот он я, давайте силой мериться»:
— Знаете, я не вижу для себя действительно серьезных соперников, кроме двух польских метателей — Павела Файдека и Войцеха Новицки. С остальными можно и нужно бороться. И побеждать. Я чувствую, что могу метать очень далеко, и хочу быть первым. А в каком порядке соперники расположатся за моей спиной, не столь и важно. Жаль, в этот раз колено подвело, но следующий сезон олимпийский, а норматив у меня уже есть.
«Пусть сперва остальных переметает, чтобы так рассуждать», — добродушно ухмыляется Кохановский, хотя в душе, похоже, соглашается с подопечным. Правда, со скидкой: через годик-другой.
В США Глеб Дударев попал с подачи своего первого тренера. Тот договорился с Кохановским, Андрей, в обязанности которого входит не только подготовка, но и поиск талантов, согласился попробовать. В итоге совсем юный спортсмен без языка и опыта тренировок за пределами Беларуси оказался в университете США. На словах все звучит просто. На практике, вспоминает Кохановский, было очень нелегко:
— По-английски Глеб не разговаривал. Я про него ничего не знал. Но понял, что парень хочет работать, и решил ему помочь. Все бумаги оформил, за 2,5 года научили его английскому. В первое время возил на тренировки: сразу было видно, что парень очень талантливый, упустить его было бы неправильно. Сейчас Дударев уже ничем не отличается от других студентов, в июне закончит учебу, получит профессию.
О том, что в США очень серьезная система подготовки спортсменов, слышал, наверное, каждый. Воображение рисует пашущих день и ночь суперспортсменов. В действительности же все несколько иначе. На первых порах, рассказывает Андрей Кохановский, Дударева даже приходилось сдерживать и беречь от того, чтобы тот не перетренировался — парень рвался в бой:
— Понимаете, мы в университетской команде фактически любители. Тренируемся раз в день. На этом уровне вполне достаточно. К тому же у Глеба есть своя специфика. Он молодой, но мышечный уровень очень высокий. Если не соблюсти баланс, могут начаться травмы. Если чувствую, что ему становится тяжело, сразу стараюсь переключить его внимания на что-то другое. Очень тонкая работа, но она приносит результаты.
В секторе на чемпионате мира Глеб Дударев — один из самых юных участников. За бортом осталось немало куда более опытных спортсменов, но и сам атлет, и его тренер убеждены: можно метать и куда дальше, чем те, кто в итоге оказался выше белоруса в итоговом протоколе. Дотянуться до медали в этот не получилось, но в Беларуси уже сейчас Дударева все чаще называют преемником славных традиций, заложенных Ромуальдом Климом, Игорем Астапковичем, Вадимом Девятовским, Иваном Тихоном… Кохановский к таким переброшенным «мостикам» относится скептически. Соглашается, что резон в таком сравнении есть, но опасается, не рано ли начали хвалить:
— Да, Глеб может выйти на этот уровень, но ему важно не мешать это сделать. Я, например, стараюсь не форсировать подготовку. Наверное, можно было бы попытаться уже в Катаре оказаться еще выше, но я постоянно напоминаю и Глебу, и себе, что ему всего 22 года, и очень хотелось бы, чтобы впереди была длинная и успешная карьера. Когда он выйдет на свои максимальные результаты, у страны будет немало поводов им гордиться. Медали у Дударева будут, но сейчас для него важно научиться выступать бок о бок с теми же поляками. Эти спортсмены сегодня лучшие в мире. Если Глеб научится с ними соперничать, остальное сложится автоматически.
Путь Глеба Дударева не уникален. На нынешнем чемпионате мира под руководством Андрея Кохановского выступает метательница диска — победительница молодежного чемпионата мира Александра Емельянова, перебравшаяся учиться в США из Молдовы. Есть ребята из России, Украины. Тренер не исключает, что в будущем по стопам талантливого молотобойца смогут пройти и другие белорусы, но замечает — простым этот путь точно ни для кого не будет:
— Сам по себе «американский» вариант для молодых спортсменов очень перспективный. После юниорского возраста многие теряются из-за того, что нужно учиться, искать, где заработать. В Америке предоставляют отличные условия и для учебы, и для тренировок. Там отлично отлаженная система, но это система на выживание. Типичное европейское представление, что в США есть сильный спринт и нет метаний. Напомню, что в нынешнем году на чемпионате США в метании молота были результаты за 78 метров, несколько за 76. Аналогичные соревнования в Беларуси Глеб Дударев выиграл, отправив молот на 73,88 метра. Но при этом технически белорусская школа сильнее. У Дударева изначально белорусскими тренерами была заложена очень хорошая база. Его ведь еще дедушка начал учить метать молот. Мама тоже метала, сегодня очень поддерживает сына, часто звонит, обсуждает все тонкости. Главная проблема у Дударева была с учебой. В США все устроено не так, как в Беларуси. Не тянешь учебу, пропускаешь занятия — лишаешься стипендии и отправляешься домой. При этом на каждом этапе межуниверситетских соревнований, вне зависимости от условий или погоды, ты также должен приносить очки. Не приносишь —едешь домой. Мотивация серьезная, но как ты с этим всем справляешься, успеваешь ли, сложно ли — твои проблемы. При этом медали чемпионатов Европы или даже мира там не принимают в качестве «смягчающих обстоятельств». Глеб оказался очень упрямым. Ночами за конспектами сидел. Бывало, спал часа по три-четыре в сутки, а потом еще и на тренировку шел. При этом нередко нужно было успеть отработать всю программу между парами. Поэтому тех, кого приглашаю в США, я сперва изучаю: разговариваю с тренерами, смотрю, что за человек...
История переезда в США самого Кохановского также типична для 1990-х. Тренер ворошить те воспоминания не хочет, рассказывает коротко: «Приехал на универсиаду и домой решил не возвращаться. Пошел учиться». Сегодня желающих реализовать этот сценарий также хватает, но, по словам наставника, у Глеба другие приоритеты и ориентиры:
— Многие приезжают, чтобы, отучившись, остаться жить в США. Больше всего таких примеров в игровых видах спорта — баскетболе, теннисе. В легкой атлетике статистика где-то 50 на 50, больше остается ребят, но Глеб изначально не рассматривал такой сценарий. Он очень любит свою страну, хочет выступать за Беларусь и даже не задавался вопросом, как можно остаться за океаном. Когда он уехал, в Беларуси об этом никто, считай, не знал. Если нужна какая-то помощь, деньги на питание, мы ему помогали. Но сегодня Белорусская федерация легкой атлетики и Вадим Девятовский его очень поддерживают, постоянно интересуются работой и перспективами. Думаю, общими усилиями мы сможем сложить все так, как положено.
Метать в финале топ-турнира Глеб Дударев должен был еще в прошлом году. На чемпионат Европы он приехал одним из теневых фаворитов, но в итоге остался без финала. Расстроился, но Кохановский объясняет — виноват был сам, но зато в Дохе буквально горел желанием реабилитироваться:
— В Берлине, глядя на Ивана Тихона, Дударев отправился разминаться за час до соревнований, а ему столько времени не нужно. Он в США привык всю тренировку между парами в университете за полтора часа проводить. А в Берлине еще и жарко было, в итоге ноги «отказали». Но для него это, возможно, лишь на пользу. Хороший опыт, да и Глеб тогда не столько расстроился, сколько разозлился. Повторюсь: его время еще придет. Сейчас удобный момент в мировом спорте, на стыке поколений. Но я об этом стараюсь не думать. Я знаю, что даже если все нынешние лидеры останутся, Дударев будет готов с ними соревноваться. В Берлине он не прошел квалификацию. Здесь показал, что способен выступать на этом уровне и даже замахиваться на медали. Думаю, дальше будет еще лучше.