Художественный фильм “Волки” производства киностудии “Беларусьфильм” на кинофестивале “Золотой Витязь” удостоен диплома и приза Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в номинации “За верность нравственным идеалам в киноискусстве”, а на седьмом фестивале белорусского кино, прошедшем в июне в Бресте, получил Гран-при. Режиссер фильма Александр Колбышев человек в кинематографической среде известный и уважаемый. У него два образования – актерское, полученное в Киевском театральном институте им. И.Карпенко-Карого, и режиссерское – мастерская Виктора Турова в Белорусской академии искусств. В его биографии участие в боевых действиях в Афганистане и служение Мельпомене, самой мирной из муз, в Брестском драматическом театре.
Людей искусства часто принято считать баловнями судьбы, но Александра Колбышева к ним не отнесешь. В его жизни не раз случались “черные дыры”, и достойные выходы из них – лучшая характеристика его как личности. Он не пасует перед трудностями, не поддается соблазнам. Воплощения в жизнь сценария “Волки”, который написан по повести его коллеги Александра Чекменева, режиссер ждал не один год. И вот дождался.
Это его первый полнометражный фильм. До него Колбышев поставил три короткометражки, в основе которых лежит та же проблема выбора: “Черный ящик”, “Яма”, “Охота жить”. Они отмечены наградами национальных, российских и украинских кинофестивалей. В России Александр Колбышев участвовал в создании телесериалов “Опера. Хроники убойного отдела”, “Тени прошлого”, “Падающая звезда”, “Птица счастья”.
Встретились мы с режиссером в одном из кабинетов “Беларусьфильма”, потому что сейчас он очень загружен работой.
– Александр Иванович, как вы представили бы фильм “Волки” для кинозрителей? В частности, каков жанр картины и какое послание зрителю заложено в ней?
– Жанр фильма – драма. Действие фильма происходит зимой 1946 года в забытом Богом месте, где остановился поезд с заключенными. Герой фильма Кирилл Полетаев, осужденный за то, что во время войны попал в плен, вдруг слышит до боли знакомое название железнодорожной станции – Вериха. Близкие люди – жена, дочь, по которым его душа страшно истосковалась, совсем рядом. Бежать или не бежать? Он выбирает побег, который ставит его близких и односельчан в очень сложную ситуацию...
Признаюсь, “одежки” персонажей примеривал к самому себе: а если бы мне пришлось попасть в ситуацию, в которой они очутились? И каждый раз становилось страшновато – это как в бездну заглядывать.
Герои фильма поступают именно так, а не иначе. Я давно хотел снять фильм о милосердии, о сострадании, потому что сегодня мы существуем в мире, не задавая себе вопроса: зачем вообще живем? Увы, главной целью жизни нынче для очень многих стали дензнаки, а не забота о душе...
– Мне показалось, что ваш фильм о том, что альтруизм, заложенный в человеке, и есть его первооснова, первозданность. Никакие социальные перипетии не повлияли на ваших героев из сельской глубинки. Они поступают так, как велит сердце, даже вопреки инстинкту самосохранения.
– Да, сострадание в них заложено природой. В фильме ситуация обострена, подобное могло произойти в любое время и в любом месте. Наша цель – показать, как жизнь борется со смертью, а добро со злом, как, спасая человека, люди в сущности идут на подвиг. Только этот подвиг незаметен. Хотя в жизни нет ничего более значимого, чем спасти душу.
– Ваш фильм снят не для тех, кто ищет в кино развлечение. Он адресован тому, кто ориентируется на кино “взгляда”, то есть это кино авторское, размышляющее. В фильме к тому же играют замечательные актеры – как белорусы, так и россияне. Владимир Гостюхин прекрасно сыграл колхозного председателя Кузьмича, интересно следить за героинями Тамары Мироновой – пожилой сельчанки Анны, Оксаны Лесной – Клавдии. Андрей Панин (капитан НКВД Зиновий Петрович) сегодня входит в десятку лучших актеров России, а Дмитрия Ульянова (Кирилл Полетаев) наверняка запомнили по фильмам и телесериалам “72 метра”, “Охотники за иконами”, “Московская сага” и другим. Судя по всему, актерскому ансамблю вы придаете особое значение?
– Я благодарен актерам за то, что они доверились режиссеру, глубоко прониклись судьбой персонажей. Каждый из них смотрится в фильме органично, каждый хорош во всей палитре фильма. Актерский ансамбль – это как кубик Рубика или как складывание целостной картины в паззле. На кастинге я даю актеру возможность сыграть цепочку эпизодов. Если чувствую – не проходит, ищу другого исполнителя. В фильме должна быть гармония, актерская совместимость. Как это достигается? Не знаю. Наверное, интуитивно чувствую. А может, будучи сам актером, все роли мысленно тоже проигрываю. Какой-то нюх должен быть, что ли. Я называю это “чуйкой”. Видимо, помогают жизненный опыт, мировосприятие, твое собственное понимание хорошего и плохого. Правильно распределить роли – это и есть искусство режиссера.
– А место съемок? Кстати, где фильм снимался?
– В Витебской области, в деревнях Андреенки, Бычиха, Меховое. А паровоз послевоенного образца пришлось пригнать на место съемок аж из Бреста.
– Фильм “Волки” показали 17 декабря минувшего года в связи с празднованием 85-летия белорусского кино. Прошло полгода, о фильме говорят, он завоевывает престижные награды... Но когда его увидят зрители?
– Мы сначала хотели проверить фильм фестивальной пробой. А зрители увидят картину в ближайшее время.
– Вы окончили в 1998 году мастерскую народного артиста СССР Виктора Турова и стали первым обладателем премии его имени. Скажите, чему именно научил вас Виктор Тимофеевич?
– Научил очень важной вещи. Он настаивал на том, что главный предмет искусства – человек. Когда рассказываешь экранную историю, не теряй из виду героя, его радостей, его драм, его состояний, реакций. И если какая-нибудь история, пусть даже сама по себе очень напряженная, острая, не касается человека, она будет неинтересна зрителю. Этому постулату стараюсь следовать всегда.
Сегодня Александр Колбышев погружен в творческую стихию, что называется, по самую макушку, – словно добирает то, что не добрал ранее. И пусть ему на этом пути всегда сопутствует госпожа Удача!
Киноафиша “Славянского базара в Витебске-2010”
“Одна война” (2009, Россия)
Фильм Веры Глаголевой “Одна война” удостоился Гран-при кинофестиваля “Московская премьера”
Действие кинокартины происходит 8–9 мая 1945 года на небольшом северном острове, на котором живут пять молодых женщин, пятеро детей и демобилизованный с фронта капитан Карп Ничипорук. Молодые матери сосланы на островок с оккупированных фашистами территорий, так как их дети рождены от оккупантов. Героини картины живут в радостном ожидании прощения: война закончилась и матери уверены, что их и детей отпустят домой. Но в день Великой Победы на остров прибывает майор НКВД Максим Прохоров, которому приказано в кратчайший срок расформировать трудовое поселение (военные планируют организовать на острове учебные базы Северного флота). Майор должен организовать отправку женщин в лагеря, а детей – в детские дома...
“Отторжение” (2009, Россия, Украина)
Российско-украинский фильм режиссера Владимира Лерта по мотивам фантастической повести Андрея Саломатова – история любви при необычных обстоятельствах
Фильм “Отторжение” – захватывающая, полная неожиданных поворотов история о человеке, неожиданно столкнувшемся с полным крахом привычного мира. Однажды утром главный герой совершенно не узнает собственную жизнь. Вокруг – пугающие метаморфозы. Город пуст. Редкие прохожие в панике. Колонны военной техники и небо необычного цвета. Ситуация запутывается все больше и, наверное, это совсем неподходящий момент, чтобы влюбиться. Что же будет дальше?.. Сюжет, словно сжатая пружина, развивается резко, непредсказуемо.
“Las Meninas” (Украина)
Проект Las Meninas – это попытка бескомпромиссного разговора о проблемах самой жизни, свободы, личностного выбора, счастья
Авторы фильма выводят этот разговор за рамки стандартного языка кино. Фильм – углубление в мир странной семьи, где нет имен, а есть образы – Мать, Отец, Сын и Дочь. Главный герой, 30-летний сын, едва появляется в кадре, но его присутствие остается тотальным. С детства он страдает экземой и астмой и использует свои заболевания, чтобы манипулировать родителями и сестрой.
“Заза” (Россия)
Это премьера дебютного фильма пермского режиссера Андрея Силкина. Эта лента – драма жизни о любви двух возрастов: ей 37, ему 23. Казалось бы, избитый и банальный сюжет картины. Однако даже самую затертую тему можно повернуть под таким углом, что она поразит и актуальностью, и новизной.