Александр Игначков: «Августовские события показали: люди не знают прошлого, нужно им напомнить»


Режиссер Агентства теленовостей Александр Игначков телезрителям знаком давно и хорошо, хотя многие, быть может, об этом и не догадываются. Именно он — один из создателей множества видеороликов, посвященных белорусской армии и Великой Отечественной войне. Корреспонденты «СБ» неоднократно пересекались с ним на съемках известного проекта «Беларусь помнит», победившего в прошлом году на международном фестивале «Вечный огонь» в Волгограде и вот уже третий год пользующегося неизменной любовью у белорусов.

— Саша, расскажите, как рождался проект «Беларусь помнит».

— Над ним я работаю с самого начала, с первой серии. Три года назад, к юбилею Победы, мы собрались командой АТН, подумали: надо снять что‑то интересное и по‑новому про людей, которые внесли свой вклад в победу над фашизмом, — не важно, были они простыми партизанами или признанными героями. Вот так и появилась идея проекта «Беларусь помнит». Сразу же после выхода первой серии телезрители нам начали писать письма, так что пошел выпуск за выпуском, и даже не знаю, какой по счету видеоролик мы уже снимаем. Сейчас несколько замедлили съемки, но думаю, все наладится и «Беларусь помнит» будет жить еще долго. Есть настроение продолжать.

— Что меня поражает: в коротком видеоролике вы умудряетесь рассказать о судьбе человека, показать историю, которая, по‑честному, тянет на полноценный художественный фильм. Насколько сложно отбирать материал? И как вообще вы это делаете, как достигается такая яркость, концентрированность повествования?

— На самом деле все продумывается на стадии сценария, уже написан текст, а иногда и начитан, и ты полностью представляешь, сколько времени у тебя будет на тот или иной план. Ничего лишнего практически не делается, отбираются только дубли — и здесь важна актерская игра, различные нюансы. Каждый видеоролик — это маленькое кино, но можно было бы снять и полный метр.

— Не было желания раскрутить какой‑то из сюжетов до художественного фильма?

— Вообще, про любого из героев проекта можно делать полноценный фильм, потому что все истории очень интересные. Военная эпоха: люди теряют друг друга, находят, кто‑то погибает, условия тяжелые, задачи часто невыполнимые, но герой совершает подвиг — и это не может не зацепить. Здесь включается драматургия самой жизни, которая в войну присутствовала в каждой ситуации и у каждого человека.


— Мне кажется, что хорошего современного военного кино — причем своего, белорусского, — нам сейчас очень сильно не хватает. Ведь во многом именно в памяти о Победе мы черпаем стойкость в сегодняшних событиях…

— Это не только память, но и патриотическое воспитание, которого недостает в принципе. Если взять августовские события, мы видим, что новое поколение в общем‑то не знает прошлого, не знает историю Великой Отечественной войны, не знает историю своей страны: они просто кричат «Жыве Беларусь!» под бчб‑флагом, а что там происходило, с чем связана эта символика, они толком не знают. Да спроси любого из них, в каком году война началась и когда закончилась, и когда Беларусь освободили, и как это происходило — не скажут.

Значит, есть вопросы или к тому, как в школе учат, или это идет из семьи и такое воспитание дают родители. Потому что у меня, например, ребенок в 9 лет знает историю и смотрит военные фильмы. И понимает: кто такие фашисты и кто такой советский солдат.


— Есть в наше время популярное мнение: ах, мол, деточек надо ограждать от стресса, к чему им знать весь этот военный ужас. Когда моему сыну было 12 лет, и мы по его просьбе вместе посмотрели «Иваново детство» Тарковского, я получила кучу нападок со стороны знакомых, дескать, хорошая мать военное кино ребенку не включит, поскольку это для него травма.

— Среди людей, воспитанных в 1980‑е или в начале 1990‑х, которые смотрели кино про войну и читали соответствующие книги, я не вижу тех, у кого плохо с нервами: все адекватные. А вот к молодым людям, воспитанным нынешним временем, которые не знают, когда началась Великая Оте­чественная война, и родители не хотят им «травмировать психику» подобным знанием, — вот к ним и к их поведению гораздо больше вопросов.
Будни и подвиги солдат Победы оживают в работах режиссера Александра Игначкова.
— Ваше обращение к военной теме не случайно?

— Всегда много читал об этом, общался с людьми, постоянно связан и с современной армией, и с историей. И здесь есть что показывать: бери и снимай, были бы ресурсы и возможности. Военная тема всегда была интересна и будет интересна. И текущие события как раз подтверждают: о Великой Отечественной войне нужно постоянно рассказывать.



— Не могу не спросить: вы не думали отснять какой‑то материал, который бы раскрывал подлинную сущность, например, бчб‑флага?

— У нас уже написан сценарий, скоро приступим к съемкам восьми видеороликов об истории различной символики: поговорим и про наш герб, и про «погоню», и откуда появился белорусский орнамент, украшающий Государственный флаг Беларуси, когда и как использовался бчб‑флаг, почему в свое время Президент был вынужден давать присягу под этим флагом — надо понимать, что на тот момент других законных вариантов не было.

— Не боитесь реакции наших «невероятных»?

— А чего ее бояться? Вроде часть людей уже приходит в сознание. А до остальных этими роликами, может быть, хоть частично удастся достучаться, и они понемногу начнут размышлять.


Что до реакций — мне кажется, «мирные протестующие» уже сами себя начинают стесняться. Сужу по автопробегам «За единую Беларусь!», в которых постоянно принимаю участие: когда к месту сбора прибегают люди с бчб‑символикой, ты им улыбаешься, а их в ответ на твою улыбку начинает трясти.

Мне кажется, что тут не мы — тут они сами себя уже должны бояться. Мои данные и так на всех деструктивных телеграм‑каналах — и в «Карателях», и в «Черной книге», и где только их уже не размещали. Приятно находиться там рядом с министрами и руководителями серьезных предприятий — почему нет? Если кто‑то считает, что, выкладывая информацию обо мне, он как‑то повлияет на меня, что я после этого кого‑то начну бояться — ну совсем нет. В последнее время это уже исключительно забавляет.

— Мне на днях в очередной раз пообещали: мол, будете вы все на фонарях висеть.

— Уже чего только не обещают, и хоть бы раз кто согласился встретиться и высказать это лицом к лицу. Мне ведь не лень подъехать! Но до сих пор как‑то нет желающих.

— Поговорим о личных планах на перспективу: есть какие‑то новые задумки, может быть, мечтаете создать какой‑то особенный проект?

— У меня всегда настолько много работы, что задумывать что‑то специально просто не успеваешь: новые идеи рождаются на ходу. Если говорить о мечтах: хорошо было бы снять игровой фильм, пусть не полный метр, но хорошую историю о Великой Отечественной войне. Чтобы и душевно, и людям понравилось. Есть что показать и о чем рассказать. Надеюсь, это получится.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter