Премьер-министр обратил внимание, что первый вопрос уже рассматривался и ранее, к нему обращались дважды — в апреле и октябре прошлого года, — и это внимание вполне оправданно:
— В условиях санкций главная задача — достижение реального технологического суверенитета. Республиканский централизованный и местные инновационные фонды и механизмы их использования — один из инструментов решения этих задач путем создания новых высокотехнологичных производств и внедрения передовых импортозамещающих технологий.
Роман Головченко отметил, что в целях повышения эффективности использования этих финансовых инструментов был принят ряд решений:
— И могу сказать, что определенных результатов мы достигли. Так, республиканский централизованный инновационный фонд уже второй год подряд осваивается на уровне более 95 процентов. По местным инновационным фондам также есть положительная динамика в части их освоения. Есть регионы, которые сработали хорошо, — это Минская, Гродненская, Брестская области. Освоение практически 100 процентов. Но без учета расходов на цифровизацию. Хоть и недостаточные, но не самые плохие результаты у Витебской и Гомельской областей, а также у города Минска. Уровень использования средств соответствующих инновационных фондов составил около 90 процентов. Немного хуже других справилась Могилевская область. О причинах такого положения дел услышим сегодня в докладе председателя Могилевского облисполкома.
При этом Премьер-министр подчеркнул, что все вышеупомянутое освоение местных инновационных фондов касается расходования средств по направлениям, связанным с инновациями и импортозамещением:
— Однако у нас есть главный проблемный вопрос — это финансирование мероприятий в сфере цифрового развития. Общий уровень использования средств местных инновационных фондов с учетом расходов на цифровизацию — около 75 процентов. Министра связи прошу доложить о ситуации и мерах по реализации мероприятий в сфере цифровизации с учетом выделенных на это средств. Если у кого-то есть или остались еще мысли, что мы не будем торопиться, а затем все использованные средства вдруг попросим направить на другие цели, то прошу от этих мыслей отказаться сразу. Есть стратегические задачи достижения технологического суверенитета, особенно в части цифровизации, создания отечественного программного обеспечения и систем управления. Это вопрос стратегического развития нашей промышленности.
По второму вопросу, акцентировал Роман Головченко, необходимо принять пакет решений по дальнейшему упрощению процесса строительства и повышению ответственности всех его участников:
— Глава государства тоже ждет от нас действительно принципиального изменения сложившейся системы. Предлагается заслушать доклады министра архитектуры и строительства, председателя Госстандарта и заместителя председателя Госкомитета по имуществу с конкретными предложениями, где и как нам надо доработать существующее законодательство для реализации главной задачи — кардинального упрощения процесса организации строительства.
Руководитель Правительства напомнил, что Президент поручил принять меры, направленные на кардинальное упрощение в процессе организации строительства с поэтапным сокращением количества обязательных требований в этой сфере, предусмотреть простоту и единообразие их изложения:
— Напомню, что за 2022 и 2023 годы в данном направлении проведена значительная работа. Принятый кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности вступает в силу с июля текущего года. Он вносит ряд новшеств, направленных на оптимизацию требований к процессу строительства объекта. Также принят ряд отдельных решений по упрощению порядка строительства одноквартирных жилых домов и сооружений пятого класса сложности, а также сносу строений.
Роман Головченко отметил, что в 2024 году работа в этом направлении продолжена:
— Так, 15 марта мы в Правительстве рассматривали подготовленные Министерством архитектуры и строительства предложения, суть которых сводится к изменению подхода по контролю за строительным процессом в отношении объектов четвертого и пятого класса сложности. Одновременно для сокращения количества административных процедур за счет их объединения предлагается установить параллельное проведение строительной, энергетической, экологической, санитарной экспертизы в виде комплексной оценки проектной документации. В целом на том совещании после продолжительных дебатов эти подходы были одобрены.
Премьер-министр акцентировал, что на стадии выработки документов и их подписания начали вновь прорастать определенные опасения у отдельных государственных органов.
Он обратил внимание, что Минстройархитектуры также подготовило предложения по упрощению порядка подключения индивидуальных жилых домов к инженерным сетям, по которым тоже остается ряд разногласий у заинтересованных государственных органов:
— Поэтому мы приняли решение рассмотреть этот вопрос в расширенном составе на Президиуме Совета Министров и принять обоснованное решение.
Кроме того, Роман Головченко подчеркнул, что на данный момент процесс строительства сопровождает и большое количество процедур, предполагающих взаимодействие застройщиков с госорганами и организациями на всех стадиях — от разработки предпроектной документации до ввода объекта в эксплуатацию:
— Это подразумевает необходимость получения множества согласований и заключений в различных инстанциях, приводит к существенному увеличению срока строительства объектов. Вопросы же предоставления земельных участков для строительства регулируются отдельным законодательством, но они оказывают непосредственное влияние на строительный процесс, так как любое здание «привязано» к земельному участку.
Премьер-министр резюмировал, что оптимизация сроков решения земельных вопросов позволит сократить и время строительства:
— Например, осуществление разработки проекта отвода земельного участка параллельно с проектными работами и одновременно с согласованием проектной документации приведет к существенной оптимизации таких сроков.
kryzhevich@sb.by
Фото БЕЛТА