— Иван Владимирович, история ГУВД исчисляется с августа 1944-го. Каким было это время, с чем пришлось столкнуться послевоенным минским милиционерам?
— В тот момент война с оккупантами для Минска уже полтора месяца как закончилась. Но тут же началась новая — война с бандитизмом. В том числе с оставшимися в тылах Красной Армии полицаями и другими нацистскими прислужниками. Боевое оружие можно было не только приобрести, а просто найти в минских руинах: от пистолетов до тяжелого вооружения. Представьте себе, что в послевоенном Минске каждую ночь регистрировалось несколько убийств, десятки разбоев и грабежей. Нельзя сказать, что сил правопорядка не было, они существовали, но действовали разрозненно, без общего управления. Само время потребовало координации их усилий, и 18 августа 1944 года появился приказ НКВД о создании городского управления минской милиции. В его состав вошли 4 городских отделения и 7 отдельных подразделений — в основном это были кавалерийские взводы плюс дивизион по регулированию уличного движения.
— Кого брали на службу в милицию, что это были за люди?
— Фактически боевая обстановка требовала строгого соблюдения следующего принципа: в ряды милиционеров не брали людей, не нюхавших пороха. Не принимали даже доблестных тружеников тыла. Личный состав комплектовался исключительно из недавних фронтовиков и партизан. Поэтому немудрено, что такие люди бесстрашно воевали с преступностью, зачастую в одиночку задерживая по несколько бандитов. Параллельно развивалась организационная работа: уже в 1945 году был налажен учет всех преступлений по линии уголовного розыска, а к 1948-му удалось значительно снизить число грабежей и разбоев.
— Какие личности повлияли на становление столичной милиции?
— Их немало, но лично я не раз перечитывал воспоминания одного из руководителей минской милиции — Виктора Алексеевича Пискарева. Это легендарная личность не только в милицейских кругах. Он зарекомендовал себя на многих постах и во многих регионах — был и руководителем ГАИ СССР, и министром внутренних дел БССР. Рассказывая о минувших годах, он упоминает, что там-то было непросто, там нелегко, там сложно… Но лишь одно место своей службы этот многоопытный человек называл «настоящей милицейской академией» — это было сказано о Минске.
***
— Недавно появилась новость, что Минск попал в топ-40 самых безопасных городов мира. Как считаете, это заслуга милиции или само общество стало более законопослушным?— Никого не хочу обидеть, но правовая сознательность минчан, пожалуй, на самом высоком уровне в стране. Однако уповать лишь на этот фактор не стоит. Безопасность — понятие комплексное. Точно так же, хотя инициатива и организующая роль в поддержании правопорядка принадлежит в большей степени органам внутренних дел, одними лишь их усилиями обеспечить безопасность практически невозможно. Дело в том, что за безопасный Минск отвечают… все. Все субъекты профилактики, как и определено соответствующим законом. То есть все организации, предприятия, учреждения, ведомства. Конечно, координирующая роль принадлежит милиции. Поясню на примере банальной кражи. Милиция не только реагирует на сообщение об этом преступлении, не только разыскивает и привлекает к ответственности виновника, но также детально разбирается в том, почему произошла эта кража и какие условия ей способствовали. Мы выдаем предписание об устранении этих условий. И вот тут уже все — от начальника ЖЭСа до администрации торгового центра, от директора школы до руководства завода — обязаны эти предписания исполнить. В противном случае их ожидает административная ответственность. Таким образом, выходит, что безопасность обеспечивается, как говорится, всем миром. И повсеместно. Приведу еще один показательный пример. Недавно в Минске гостил мой коллега из России, который рассказал следующий случай. Говорит, обратился к прохожему, обычному минчанину, с вопросом: «Где ваша милиция? Мы с женой прошли пешком почти два километра, от площади Победы до Октябрьской, не увидев ни одного милиционера». И тот ответил: «А вы только попробуйте совершить что-нибудь незаконное и сразу поймете…»
— Этот же эффект не так давно отметил и Президент, говоря об обеспечении безопасности во время II Европейских игр: милиции не видно, но порядок на высоте. Как вы этого добились? Быть может, пригодился ваш опыт по обеспечению безопасности на чемпионате мира по хоккею в Минске?
— Конечно, тот опыт мы использовали во всем: начиная от предварительной подготовки и заканчивая непосредственной охраной общественного порядка на объектах II Европейских игр. Однако стоит заметить, что ГУВД принципиально не использует планы прошлых лет при обеспечении порядка на любых массовых мероприятиях. Сначала обязательно анализируем, чему в прошлый раз было уделено недостаточно внимания, какие места выглядели узкими, и вносим соответствующие коррективы. Стараемся сделать лучше. С этой точки зрения опыт 2014 года, когда проводился чемпионат мира, оказался бесценен. Особенно в области обеспечения порядка в фан-зонах и организации работы контрольно-пропускных пунктов. Минская милиция работала с полным пониманием того, что люди прибыли на спортивный праздник, приехали отдохнуть, и мы не должны омрачать этот праздник излишним вниманием к нашим гостям, но в то же время обязаны обеспечить их полную безопасность. Именно с этим связано, например, решение о том, чтобы часть сотрудников несла службу в гражданской одежде. Большое внимание уделили информированию гостей об особенностях белорусского законодательства, в том числе миграционного, правил дорожного движения и т.д. Милиция в большей степени выступала в качестве помощников, а не только надзирала за соблюдением порядка. Между тем эта роль не помешала ГУВД сосредоточиться на наших основных задачах. Мы отрабатывали все возможные варианты нарушений общественного порядка и были готовы к любым неожиданностям. Мало кто из болельщиков, например, подозревает, насколько широко использовались технические средства обеспечения безопасности. Почти никто не знает о нескольких рубежах охраны порядка на подходах к спортивным и жилым объектам II Европейских игр. Активно работали и координационный центр, расположенный в гостинице «Виктория», и оперативно-ситуационный штаб в ГУВД. Все это позволило мгновенно реагировать на любые изменения обстановки и обеспечить безопасность главного спортивного события года на достаточно высоком уровне.
***
— Что вас как начальника минской милиции сейчас тревожит в первую очередь?— Меня тревожит любое преступление против личности, особенно в отношении детей. В связи с этим пристальное внимание уделяется сейчас злодеяниям, совершаемым в быту. Они довольно латентны, то есть скрыты от людских глаз и непредсказуемы, так как зачастую происходят спонтанно. Поэтому приходится прицельно, точечно работать с теми, кто злоупотребляет алкоголем, с семьями, в которых по социальным признакам возможно совершение преступлений. Вы же знаете, у нас не принято, что называется, выносить сор из избы. Поэтому муж может годами наносить побои супруге, но она не решится обратиться в милицию. Эта ситуация рано или поздно доходит до поножовщины, в итоге один родитель — инвалид, второй — отправляется в тюрьму. Страдают дети. Поэтому у меня этот вид преступности находится на особом контроле. Любой семейный дебош моментально становится предметом внимания участкового инспектора, такие семьи ставятся на особый учет.
— Какие еще стороны милицейской службы требуют, на ваш взгляд, усиленного внимания?
— Городскую милицию немало волнуют вопросы организации дорожного движения. Потому что количество транспорта в Минске растет лавинообразно с каждым годом. Уже сейчас в столице около 750 тысяч автомобилей, причем эту цифру можно смело умножать на 3 — за счет постоянно прибывающего транспорта из регионов и транзитных потоков. В связи с этим очень остро встал вопрос парковок и стоянок. И возникают проблемы, может, и не влияющие напрямую на безопасность, но серьезно отвлекающие милицию от основных служебных обязанностей. Знаете ли вы, что около 40 процентов обращений в ГАИ сейчас составляют звонки о припаркованных машинах, препятствующих движению? Общественный транспорт не может подъехать к остановке, ЖЭС не в состоянии вывезти мусор, магазины не способны выгрузить продукты, «скорая» или пожарные не могут пробиться по вызовам… И все это из-за брошенных как попало автомобилей. Изучив опыт борьбы с этим явлением в Москве, мы планируем обратиться в Мингорисполком с предложением о создании специальной службы, которая бы занималась исключительно вопросами некорректной парковки и стоянки. В Москве этим занимается как раз не полиция, не ГИБДД, а коммунальные службы. Возможно, придется внести изменения в законодательство, заодно решив вопрос об ответственности за неоплату парковочных мест.
— Какие технологические новшества обеспечения безопасности планируются в перспективе в Минске?
— Если говорить о технической оснащенности органов внутренних дел, то тут есть чему поучиться у Китая. Наши сотрудники выезжали и на месте изучали опыт китайских коллег. Но должен сказать, что в Минске уже внедряется множество передовых технологий в правоохранительной сфере. Например, мы используем модернизированные системы регулирования транспортных потоков (это так называемые умные светофоры с обеспечением «зеленой волны»), системы видеонаблюдения в местах проведения массовых мероприятий. Сейчас в рамках пилотных проектов тестируются системы распознавания лиц — они могут пригодиться, например, в отношении хулиганов, которым запрещено посещение футбольных матчей. В Минске работает система видеомониторинга «Безопасный город», на всех выездах из города активно трудится система «Поток» — ее возможности таковы, что я бы предпочел пока о них не распространяться.
Впрочем, не стоит огульно возлагать вопросы безопасности лишь на технические средства. Я думаю, стоит также массово применять инженерные решения, которые выглядят весьма незамысловато, но оказываются очень действенными для сохранения жизни и здоровья людей. Возьмем улицу Маяковского: после ее расширения до трех полос в каждом направлении там начались наезды на пешеходов. Погибли 4 человека. Решение было простым: между двумя проезжими частями установили декоративное ограждение, которое заставило людей дисциплинированно следовать к пешеходным переходам. С тех пор там не случилось ни одного ДТП с летальным исходом. Так как была исключена сама возможность правонарушения — перехода улицы в неположенных местах.
— Иван Владимирович, что скажете своим подчиненным накануне 75-летия ГУВД?
— Всем сотрудникам минской милиции и членам их семей, ветеранам наших подразделений я бы пожелал доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в службе! Убежден, что задачи, стоящие перед минскими милиционерами, и впредь будут выполняться на высоком профессиональном уровне.
rud@sb.by