♦ Нужна ли госдотация на фосфорные удобрения, которых вносится меньше всего?
♦ Что делать, чтобы не сеять ночью?
♦ Как не потерять с гектара 100 тонн воды в сутки?
Несколько месяцев шла активная подготовка к весенним полевым работам. Хозяйства доводили до посевных кондиций семена, запасались удобрениями, ремонтировали технику. Южные районы уже начали сев, в центральных и северных ждут готовности почвы. Хорошо, когда есть высококачественные семена, удобрений под полную потребность, исправны тракторы и сельхозмашины, достаточно механизаторов. Но, увы, похвастаться этим могут не все сельхозпредприятия. Как организовать дело на высоком уровне при нехватке некоторых ресурсов? Чем можно их компенсировать? Как провести полевые работы с наименьшими издержками? Эти и другие проблемы обсуждались в конференц-зале «СГ».
В дискуссии участвовали начальник главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Николай Лешик, первый заместитель генерального директора РУП «НПЦ НАН Беларуси по земледелию» Эрома Урбан, директор ОАО «Новоселки-Лучай» Поставского района Юрий Шимчик, заместитель директора по растениеводству КСУП «Совхоз-комбинат «Заря» Мозырского района Руслан Юницкий.
Александр Лукашенко:«СГ»: С давних пор люди говорили: что посеешь, то пожнешь. Влияние на урожай сорта, репродукции, качества семян возрастает. В чем это проявляется, можно ли экономить на них при дефиците денег?
«Если вовремя подкормите сейчас, будете иметь урожай. Так для всей Беларуси: вовремя подкормить озимые. Я за некоторыми полями наблюдаю. Где подкормили дня 4–5 тому назад, под эти теплые дни, — зеленые все поля стоят. И рапс уже понемножку зеленеет. Поэтому я настаиваю, чтобы было «военное положение» в этом плане. День и ночь надо работать, но вовремя подкормить».
Президент Беларуси Александр Лукашенко во время рассмотрения кадровых вопросов, 27 марта 2023 года
Н. Лешик: Хозяйствам обычно рекомендуется высевать 10 процентов элиты, чтобы развивалось собственное семеноводство. Эта цифра уже достигнута во многих районах, в некоторых поднимается до 14—18. Но зерновые культуры можно сеять не ниже второй репродукции, картофель — третьей, зернобобовые — четвертой. Государство удешевляет элиту для производителей, чтобы семена были доступны конечному покупателю. Все хозяйства получают надбавки за животноводческую продукцию, которые рекомендуется направлять на приобретение различных ресурсов, в том числе элитных семян. Если они не идут на такой шаг, то это объясняется скорее не отсутствием денег, а бесхозяйственностью, непониманием пользы от приобретения элитных семян.
Р. Юницкий: Стараемся закупать исходный семенной материал — питомники второго года. А затем размножаем у себя до суперэлиты и элиты. Приобретаем также 5 процентов элиты. 20 процентов зерновых сеем первой репродукцией, вторую не используем. Из многолетних наблюдений сделал вывод: при одинаковых условиях у первой репродукции урожайность примерно на 15 процентов ниже элиты. То есть, желая сэкономить деньги на закупке элиты, их теряют при конечном результате. Большое значение имеет и подготовка семян. Приходилось видеть, как некоторые хозяйства пускали деньги на ветер из-за неумения работать с элитой.
Э. Урбан: Очень верное наблюдение. А сама по себе репродукция еще ничего не решает. Надо привести семена в порядок. Они должны быть определенной чистоты, высокой энергии прорастания и полевой всхожести, хорошо протравленными. Если не соблюсти эти и другие требования, то из семян первой репродукции можно получить хуже урожай, чем из второй, при их выполнении. Доказано: от сорта и качества подготовки семенного материала на 30—50 процентов зависит прибавка будущего урожая.
Ю. Шимчик: Каждому хозяйству, чтобы при размножении получить максимум семян, надо выбирать лучшие поля, больше вносить туда органики и минеральных удобрений. Если делать так, тогда элита обязательно даст выше урожай и семена будут отличного качества.
Николай Лешик. |
Юрий Шимчик. |
Эрома Урбан. |
Руслан Юницкий. |
Н. Лешик: Надо владеть информацией об обеспеченности элементами питания растений каждого поля. Исходя из этого и вести расчеты: сколько и чего вносить под конкретную культуру. Причем обязательно учитывать экономику, какая будет выгода от понесенных затрат.
Ю. Шимчик: Мы так и поступаем. Удобрения вносим дифференцированно. Азотом и калием обеспечим себя на 100 процентов, фосфора будет не под полную потребность. Расходуем его рационально: если видим, что поле бедно фосфором, — вносим, а если его относительно достаточно — пробуем обойтись в этом году.
Р. Юницкий: Наше хозяйство обеспечит себя всеми удобрениями под полную потребность. Но на примере других вижу, что именно фосфора недостает, что и сдерживает рост урожая. Он самый дорогой, возможно, надо рассмотреть вопрос о частичной дотации его за счет бюджета. Хозяйства станут больше покупать, вырастет валовой сбор сельхозкультур. Польза будет всей стране.
Э. Урбан: Там, где много используется органики, можно сэкономить при внесении минеральных удобрений на отдельных полях с учетом наличия в почве элементов питания. Но всего лишь чуть-чуть. Надо иметь в виду, что с одной тонной зерна и таким же количеством соломы из почвы выносится около 30 килограммов азота, примерно столько же калия и 15—20 килограммов фосфора. Если земле на следующий год это не возвратить, хорошего урожая не получишь.
Р. Юницкий: Когда под пропашные вносится 60—80 тонн органики на гектар, то на фосфоре можно слегка сэкономить, использовав всего лишь 40 килограммов. Но такая ситуация на немногих полях, как правило близких к фермам. А на отдаленных, куда органики попадает меньше, мы сеем сидераты. Они фосфор из труднодоступных форм при нехватке влаги переводят в органическую, чтобы им могли воспользоваться растения.
«СГ»: Техническая возможность позволяет провести нынешней весной сев ранних зерновых и зернобобовых культур при благоприятной погоде в большинстве регионов за 6—7 дней, в Могилевской области — за 10. Но это в теории. На практике нередко процесс растягивается более чем на две недели. Как его реально ускорить?
Н. Лешик: В наше время уровень навигации позволяет некоторым сельхозорганизациям сеять и ночью, но для этого на один трактор нужны два механизатора. Если GPS нет, это невозможно. Во втором случае надо сеять от рассвета до заката. При этом обязательно обеспечить в ночное время обслуживание и ремонт техники, чтобы она без проблем уже в утренних сумерках выходила в поле.
Невозможно определить четкие сроки полевых работ, только глядя на календарь. Поэтому агроном должен жить полем, знать состояние каждого из них в конкретный день. Предвидеть, что будет через несколько суток, чтобы планировать работу и контролировать состояние почвы, развитие не только культурных растений, но и сорняков. Принимать оперативные решения против негативного влияния внешних факторов.
Р. Юницкий: Традиционно из года в год готовим почву, а также сеем днем и ночью. Это значит, что на одном тракторе два механизатора. За ночные смены дополнительная оплата. В некоторых хозяйствах говорят, что для такого подхода не хватает людей. Их будет достаточно, если все подготовительные работы сделать заранее, а на время сева ограничить вспомогательные. Тогда появится возможность часть тракторов оставить не у дел, а освободившихся механизаторов задействовать круглосуточно на полях.
Ю. Шимчик: Можно обойтись и без таких мер. Надо максимально сеять озимых, тогда яровых зерновых будет мало. С ними легко справиться без ночных смен. А вот на севе кукурузы используем двух механизаторов на один агрегат через день с 5 часов утра до заката солнца.
Э. Урбан: В хозяйствах достаточно высокопроизводительных посевных агрегатов, которые позволяют сеять за день до 100 гектаров. Важно позаботиться о своевременной подготовке почвы. Эту операцию необходимо ввести днем и ночью, а сев только днем, если нет другой возможности.
«СГ»: Еще во время весенних полевых работ хозяйства должны учитывать, что ждет растения летом. Опыт последних лет показывает: в июне часто не хватает влаги. Значит, позаботиться о ее сбережении надо еще весной?
Н. Лешик: Весеннее закрытие влаги — разрушение капилляров в почве, которые иссушают пахотный горизонт. В результате она сохраняется, что позволяет растениям развиваться после посева быстро и эффективно. Вот почему эта операция так важна и к ней надо подходить ответственно, не экономить ресурсы.
Э. Урбан: Весной наибольшие потери влаги на гребнистой зяби. На этих полях во всех случаях обязательный элемент весенней обработки — боронование, или культивация, в первые три дня после созревания почвы. Необходимо максимально задействовать широкозахватные агрегаты. На учасках, на которых качественно проведена зяблевая обработка и которые будут обработаны и засеяны в первые 3—4 дня после выхода в поле, закрытие влаги можно не проводить.
Р. Юницкий: Объемы сева колосовых в хозяйстве небольшие. Как мы говорим, разминка в поле. Основная культура — кукуруза, которую сеем на площади 5,5 тысячи гектаров. Как правило, начинаем 12 апреля и заканчиваем в начале мая. Почвы у нас легкие, влага испаряется быстро. Ученые подсчитали: в солнечный ветреный день с одного гектара испаряется до 100 тонн воды. Для нас важно закрытие влаги. Работаем 12-метровыми культиваторами круглые сутки. Один трактор за две смены закрывает влагу на 140 гектарах. Стараемся провести эту работу как можно раньше даже на тех полях, где будем сеять кукурузу через несколько недель.
Ю. Шимчик: Для сохранения влаги, особенно на полях под кукурузу, ведем культивацию почвы с прикатыванием. В результате испарения значительно меньше. И конечно, для сбережения влаги надо сеять как можно раньше. Хотя наша область и северная, к тому же на этой неделе похолодало и даже выпал снег, но, думаю, уже на следующей можем начать сев зерновых, чтобы они максимально воспользовались весенней влагой.
«СГ»: Благодарим участников круглого стола за ценные предложения по проведению весенних полевых работ. Надеемся, они будут использованы хозяйствами применительно к своим условиям с целью получения максимально возможного урожая.
gedroiz@sb.by
Инфографика Ольги ПАК.