Борщевик вредит не только экосистеме, но опасен и для людей. Все части растения содержат фурокумарины — ядовитые вещества, в сотни раз повышающие чувствительность кожи к ультрафиолетовому излучению. Особенно опасно оно в жаркую погоду, во время цветения. Сок из его стебля, попадая на кожу, вызывает фотохимический ожог. Этот яд обжигает сильнее крапивы и даже кипятка. Кожа зудит и покрывается волдырями.
Начиналось же знакомство с борщевиком Сосновского очень даже оптимистично. В 50‑х годах прошлого века ученые сделали серьезную ставку на борщевик как на отличную кормовую культуру для скота. Разводить борщевик дал указание лично товарищ Сталин. Но, как потом оказалось, молоко от него горчит, да и само растение дает не так уж и много зеленой массы. На сорняк махнули рукой. Отпущенный «на волю» зеленый агрессор с каждым годом захватывает все новые и новые территории. Сегодня гигантские борщевики (вместе с золотарниками) буквально заполонили луга.
На пресс-конференции «Опасность распространения инвазивных видов флоры. Борьба с борщевиком Сосновского, золотарником и другими видами инвазивных растений» заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Людмила Бартошевич привела следующие цифры:
— В Беларуси из инвазивных растений самые большие заросли у борщевиков и золотарников. Так, первые занимают площадь около 4,6 тысячи га, а вторые — 5,2 тысячи.
Заведующий сектором кадастра растительного мира доктор биологических наук Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Олег Масловский озвучил, что больше всего борщевика в Витебской области и центральной части Минской. Из районов наиболее им заселены Браславский, Ушачский, Городокский, Витебский, Логойский и Минский.
Несмотря на активные действия, искоренить борщевик полностью не получается: он необычайно живуч, семена сохраняют жизнеспособность 10 — 13 лет, да и всходят не все сразу. Даже сожженное до пепла растение прорастает из кострища уже через 3 — 4 недели. Не берет его и многократное увеличение доз удобрений и пестицидов. Не может его сломить засыпанная стаканами в полые стебли химия. Концентрация гербицида «Раундапа», от которого гибнут взрослые деревья, ему нипочем. Тяжело его и косить: косы ломаются о толстые (до 5 см в диаметре) стебли.
Ученые пристально изучают борщевик и ищут способы борьбы с ним. Заместитель директора по научной работе РУП «Институт защиты растений» кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Елена Якимович рассказала, что для борьбы с борщевиком используют препараты двух видов.
Так, гербициды общеистребительного действия «Грейдер», «Веник», «Террсан» очень эффективны против золотарника и борщевика. Они срабатывают на 99 процентов. Но их недостаток в том, что после обработки остается голая земля.
Чтобы не угнетать другие травянистые культуры, растущие рядом с борщевиком, лучше использовать «Магнум». Этот препарат рекомендован для борьбы с сорными растениями в посевах зерновых культур.
Не будем забывать, что борщевик — реликтовое растение, более чем за 200 миллионов лет приспособившееся к жизни в различных условиях. Оно эволюционно готово к тому, чтобы поедались (или просто уничтожались) его листья. Поэтому потеряв их, растение не очень-то и страдает: площадь листьев по сравнению с корневой системой мала. Поэтому лучше всего уничтожать корни. Так считают специалисты-ботаники.
И начинать борьбу надо не в мае-июне, когда есть только три листа, а позже. Дело в том, что первые листья практически не участвуют в фотосинтезе. Они, как все «малыши», тянут соки из родительского корня, не возвращая в него никаких веществ. Следующие же листья (особенно с 4‑го по 12‑й) активно обмениваются с корневой системой элементами питания. И когда мы обрабатываем их гербицидами, яды, проникнув внутрь листа, спускаются и доходят до корня, тем самым отравляя его.
Как показали исследования, за один календарный год вполне реально расправиться с борщевиком, обработав его всего лишь дважды. Первый раз, когда растение готовится к цветению, по завязавшимся семенам еще восковой спелости. Большая их часть (а может, и все) погибнет. Да и препарат, пройдя по стеблю, дойдет до корней. Вторую обработку надо провести уже в сентябре-октябре, когда покажутся выжившие всходы. После зимней спячки борщевик может вновь заявить о себе.
С одного зацветшего растения высыпаются десятки тысяч семян, которые разносятся с потоком воздуха или воды.
Не менее злостным нарушителем культурных территорий в последние годы становится и золотарник — как канадский, так и гигантский. С каждым годом ареал их распространения становится все шире. Во-первых, в Беларуси у растения нет так называемых врагов из числа растений-конкурентов. Во-вторых, каждый куст дает до 100 000 семян, которые отличаются очень высокой всхожестью — почти 95 процентов. В-третьих, корни золотарника вырабатывают ингибиторы — вещества, которые подавляют рост других растений. Вслед за этим исчезает большинство луговых насекомых, птиц и мелких млекопитающих. Золотарник полностью меняет животный и растительный мир, угрожая экологической катастрофой.
Ученые рекомендуют скашивать опасный сорняк 3 — 4 раза за сезон, как только он отрастет на 15 — 10 см. Альтернативой может быть и разовая косьба золотарника во второй половине августа — до вызревания семян. Но тогда срезанные растения обязательно надо сжечь.
КСТАТИ
В РУП «Институт защиты растений» разработаны методические рекомендации по борьбе с инвазивными видами растений — борщевиком Сосновского, золотарником канадским.
СПРАВКА
В Беларуси к наиболее агрессивным инвазивным видам отнесено восемь растений: борщевик Сосновского, борщевик Мантегацци, золотарник канадский, золотарник гигантский, эхиноцистис лопастной, амброзия полыннолистная, клен ясенелистный и робиния лжеакациевая.