Покупатель квартиры уже выселился со своих прежних квадратных метров, туда въехала новая семья. В жилище, которое планировалось приобрести, ее не пускают вдруг объявившиеся наследники. Живи на улице с двумя детьми. А самое главное, когда расстроенная покупательница решила расторгнуть несостоявшуюся сделку и потребовала вернуть залог, агентство отморозилось: его сотрудники перестали брать трубки. Явившись к риелторам лично, Евгения сначала выслушала в свой адрес поток упреков, затем на нее вылили ушат помоев насчет излишней робости («Плевать на этих наследников! Заехала и живи!»), а потом начались угрозы. Ей говорили, что если она откажется от неосуществимой сделки, то залог никто не вернет. Потом пугали, что возвращать свои деньги через суд она будет годами. Больше всех усердствовал даже не сам риелтор — владелец конторы, а его сотрудник — агент, сопровождавший сделку. В его глазах, вспоминает знакомая, не было ни проблеска сочувствия или понимания. Там светились $ — значки доллара.
После вмешательства юристов этот печальный эпизод закончился хорошо. Но сколько таких скандалов в сфере торговли недвижимостью происходит по всей стране прямо сейчас? Почитайте хотя бы соцсети и форумы: там обманули, тут развели, здесь угрожали, где‑то еще просто отказались выполнять оплаченные услуги.
Впрочем, появилась крепкая надежда, что вскоре таких историй не будет вовсе. Министерством юстиции разработан проект закона «О риелторской деятельности», который призван навести порядок на рынке жилья. И судя по его активному обсуждению на правовом форуме Беларуси (там уже 10 страниц мнений и комментариев), проблема давно перезрела и ее решение горячо одобряется как участниками рынка, так и их клиентами.Предлагается исключить возможность получения риелторами двойной оплаты (с продавца и покупателя жилья). Полностью уйдет в прошлое институт агентов — услуги будут оказывать только риелторы с соответствующей лицензией и образованием. Сейчас ведь как: риелтор лишь формально ставит подпись под договором, а фактической стороной дела занимается невесть откуда взявшийся агент, не имеющий полномочий и не несущий ответственности. При этом порог вхождения в профессию риелтора предлагается снизить: для получения соответствующей аттестации достаточно будет любого высшего образования, а не только юридического или строительного, как сегодня. Наконец, канет в Лету практика взимания предоплаты за предоставление информации. Именно эти деньги бывает непросто вернуть. Все расчеты — лишь по окончании сделки.
Согласно проекту закона, будет изжита практика навязывания услуг, когда объект недвижимости обещают показать потенциальному покупателю лишь после того, как он заключит договор с агентством. При этом страдают интересы продавца, который уже заключил подобный договор, где сказано, что агентство обязуется содействовать в продаже недвижимости без каких‑либо дополнительных условий.
Самое же главное, на мой взгляд, новшество заключается в создании органа самоуправления — Палаты риелторов. То есть ряд контролирующих, образовательных, организационных функций предлагается передать профессиональному сообществу людей, занятых в сфере торговли недвижимостью. Для граждан это означает, в частности, что наконец‑то появится орган, который способен принять жалобу на некачественное оказание риелторских услуг, профессионально в ней разобраться и оказать помощь. Хватит уже, наверное, взваливать эту задачу на Минюст, общества потребителей и прокуратуру.
В ближайших номерах мы по полочкам разложим все грядущие новшества в деятельности риелторов. Пока же любой наш читатель может принять участие в бурном обсуждении проекта закона. Оно продлится на правовом форуме Беларуси до конца текущей недели.
А это значит, что продолжение следует.
rud@sb.by