До пуска Белорусской атомной электростанции еще около четырех лет, однако жителей страны уже интересуют самые разные аспекты ядерной энергетики: ее безопасность, воздействие на природу, экономические преимущества. Недавно эти и многие другие вопросы были освещены в Минске в ходе онлайн-конференции с участием начальника управления энергоэффективности Министерства энергетики Беларуси Михаила Малашенко; начальника отдела международного сотрудничества, подготовки кадров и информационного обеспечения Департамента по ядерной энергетике Лилии Дулинец; начальника отдела экспертизы промышленных объектов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Василия Коваленко; заместителя генерального директора Объединенного института энергетических и ядерных исследований - Сосны НАН Беларуси Александра Трифонова; председателя совета Белорусского общественного объединения "Экологическая инициатива" Юрия Соловьева. Вот что они ответили на вопросы, поступившие по телефону.
- Как появление атомной станции скажется на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу?
Михаил Малашенко: Ввод в эксплуатацию двух энергоблоков АЭС суммарной электрической мощностью 2400 мегаватт позволит заместить около 5 млрд куб.м импортируемого природного газа. Соответственно, на эту же величину мы сократим и тепловые выбросы в атмосферу, которые влияют на рост парникового эффекта.
- Это правда, что угольные тепловые электростанции в несколько раз сильнее загрязняют окружающую среду, чем АЭС?
Лилия Дулинец: Техногенное воздействие на человека и окружающую среду при производстве электроэнергии - несомненно. И наша задача это воздействие минимизировать. С этой точки зрения атомная энергетика является самой экологически чистой из всех доступных сегодня источников энергии. Так, при работе тепловых электростанций, использующих в качестве топлива мазут, каменный уголь, природный газ, в окружающую среду выбрасываются загрязняющие вещества: углекислый газ, который является основной причиной парникового эффекта и вызывает глобальное потепление, диоксид серы, вызывающий кислотные дожди, оксиды азота, раздражающие наши легкие и вызывающие респираторные заболевания. Все перечисленные выбросы при работе АЭС отсутствуют. Кроме того, электростанция на каменном угле в год оставляет в отвалах 250 тыс. т нелетучей золы и шлака. Поскольку каменный уголь является естественно радиоактивным из-за наличия в нем примесей урана, радиоактивность попадет в атмосферу. В 2002 году Международное энергетическое агентство провело масштабное исследование влияния различных видов энергетики на жизнь и здоровье людей. Учитывалось множество параметров, воздействие того или иного топлива на всех этапах его жизненного цикла - от добычи до утилизации, а также число связанных с электрогенерацией смертей, как в результате несчастных случаев и аварий, так и вследствие выбросов вредных веществ и радиации. Итог исследования таков: самая безвредная энергия - атомная, а больше всего смертей в расчете на мегаватт произведенного электричества вызывает сжигание угля. Все дело в выбросах с угольных электростанций. Добавляют к статистике связанных с углем смертей и многочисленные аварии на угольных шахтах, а также загрязнение при транспортировке топлива. Таким образом, АЭС, бесспорно, является более экологически чистым, а значит предпочтительным источником энергии на сегодняшний день.
Василий Коваленко: При оценке воздействия на окружающую среду был проведен анализ альтернативных вариантов производства электроэнергии. В отчете сравнили показатели по выбросам от газовых и угольных котельных, котельных, использующих в качестве топлива мазут. По результатам исследования сделан вывод, что воздействие атомной электростанции на экологическую обстановку является самым приемлемым. Окружающую среду загрязнят только выбросы пусконаладочной котельной на момент пусконаладочных работ на атомной электростанции (около 93 т). Если бы работала угольная котельная, то выбросы загрязняющих веществ составили около 17 тыс.т в год, а выбросы парниковых газов - более 5 млн.т в год.
- Общественности небезразлично, какой будет АЭС в плане безопасности. Что могут сказать по этому поводу специалисты?
Александр Трифонов: В Беларуси строится атомная станция нового поколения - российский проект "АЭС-2006" с реакторами типа ВВЭР поколения "три плюс", который полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ. По моему мнению, АЭС представляет собой разумное сочетание активных и пассивных систем безопасности. Об этом свидетельствует и экспертиза ядерной радиационной безопасности, проведенная ведущими белорусскими специалистами к и экспертами МАГАТЭ.
Юрий Соловьев: Проект, по которому строится Белорусская АЭС, не имеет аналогов в мире в части обеспечения экологической безопасности. Данным проектом предусмотрена новейшая система активной и пассивной безопасности БелАЭС, позволяющая эффективно предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций на атомной станции, способных нанести вред окружающей среде и здоровью человека. Система безопасности включает в себя такие уникальные элементы, как ловушка расплава, предотвращающая попадание радиоактивных элементов в окружающую среду в случае аварии на станции; особо прочный корпус зданий с ядерными реакторами, позволяющими выдержать падение самолета, а также автоматизированные системы отключения работы реакторов при угрозе их штатного функционирования. В стране также создана эффективная система мониторинга воздействия АЭС на окружающую среду, объединяющая как соответствующие госорганы, так и экологические общественные организации. Неправительственным структурам обеспечен доступ на строительство Белорусской АЭС для независимого мониторинга экологической безопасности.
- Насколько плотно Беларусь взаимодействует с экологическими организациями из других стран?
Юрий Соловьев: Серьезную помощь в организации независимого экологического мониторинга нам оказывают зарубежные неправительственные экологические организации - Институт регионального развития и демократии (Литва), Международное экологическое движение "Ока" (Россия). В планах - расширение данного сотрудничества с французскими, австрийскими и финскими экологическими организациями.
Василий Коваленко: Наш отчет об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) был представлен заинтересованным странам, проведено обсуждение проекта с общественностью других стран в Киеве, Вене, Вильнюсе, Островце.
Лилия Дулинец: Разработан проект программы послепроектного анализа БелАЭС. Этот анализ является эффективным механизмом контроля со стороны заинтересованных сторон за реализацией строительства АЭС в Беларуси. Документ направлен в Литву, Латвию, Польшу, Украину. Мы уже получили вопросы от специалистов из этих стран и дорабатываем программу с учетом замечаний.
- А как МАГАТЭ оценивает строительство Белорусской АЭС?
Лилия Дулинец: Все работы по созданию ядерной энергетики проводятся в тесном взаимодействии с МАГАТЭ с учетом разработанных агентством норм безопасности. Эти работы охватывают период от выбора площадки для строительства АЭС до снятия станции с эксплуатации. Нормы прямо не регулируют аспекты охраны окружающей среды, так как признано, что государства должны выполнять свои международные обязательства в их отношении. Однако в них содержится ряд эколого-правовых требований к размещению, сооружению, эксплуатации, снятию с эксплуатации АЭС, а также к хранению, транспортировке и захоронению радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. Разумеется, все эти требования выполняются Республикой Беларусь. Так, одним из первых был вопрос выбора площадки для строительства АЭС. В 2008 году в Беларуси были проведены две миссии МАГАТЭ, посвященные этому. Эксперты высоко оценили качество выполненных белорусской стороной исследований и отметили более жесткие нормы нашего национального законодательства в данной сфере по сравнению с действующими нормами МАГАТЭ. После выбора площадки был разработан документ "Оценка воздействия на окружающую среду Белорусской АЭС", который также выполнен в соответствии с национальными и международными нормативными правовыми актами. В документе детально оценено воздействие АЭС на окружающую среду, дана характеристика источников этого воздействия и определены мероприятия по его снижению, а также по проведению мониторинга, включая радиационный контроль. Хочу отметить, что в соответствии с принятым в 2008 году законом "Об использовании атомной энергии" приоритетом при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии является защита жизни и здоровья граждан и охрана окружающей среды.
- Недавно Минск посетила делегация высокого уровня под руководством заместителя генерального директора МАГАТЭ Д.Флори. Какое впечатление произвела на него строительная площадка АЭС?
Лилия Дулинец: Денис Флори отметил то, что отмечают все посетившие этот объект - очень высокий уровень работ. Денис Флори дал высокую оценку того, что там удалось сделать.
- Объясните, пожалуйста, в чем реальные плюсы для экономики Беларуси от строительства атомной станции?
Лилия Дулинец: Себестоимость атомной энергии определяется в основном капитальными вложениями в строительство АЭС, а не топливными затратами. Так, в себестоимости киловатт-часа электроэнергии на станциях, работающих на природном газе, топливная составляющая более 75%, а на атомных она не превышает 20%. Поэтому рост цен на природный уран и ядерное топливо в значительно меньшей степени влияют на стоимость электроэнергии.
- Изменилось ли отношение общественности к строительству атомной станции в Беларуси?
Лилия Дулинец: Институт социологии НАН Беларуси регулярно проводит социологические опросы по вопросам развития ядерной энергетики и восприятия населением строительства АЭС. Последние данные показали, что число сторонников развития ядерной энергетики в стране выросло с 28,3% в 2005 году до 49,8% в 2014-м, в то же время число противников снизилось с 46,7% в 2005 году до 19,7% в 2014-м. Большое влияние на общественное мнение не только в стране, но и во всем мире оказала авария на АЭС "Фукусима-1" в Японии. После этой аварии число сторонников сократилось, но сейчас эта кривая медленно, но уверенно идет вверх. Причем ни сама Япония, ни другие страны не отказались от использования атомной энергии. Но уроки "Фукусимы" были тщательно изучены и приняты необходимые меры для недопущения подобных аварий в будущем. Мы также проводим соответствующую работу. В ядерной энергетике действует принцип открытости и транспарентности. Это означает, что каждый гражданин Беларуси и сопредельных стран может получить полную информацию по всем интересующим его вопросам. Это, безусловно, дает свои результаты.
Александр Трифонов: Наконец-то мы можем сказать, что в Беларуси будет многоукладная энергетика. Ясно, что нельзя ориентироваться только на газ, уголь или на ветер. Многоукладная энергетика более устойчива, и индекс независимости страны существенно повысится после пуска АЭС.
- Представим, что атомная электростанция начнет работать с 1 января 2016 года. Как изменятся тарифы на энергию?
Михаил Малашенко: Ввод АЭС приведет к загрузке наиболее эффективного существующего оборудования энергосистемы с меньшим удельным расходом на выработку электрической энергии. Не секрет, что удельный расход топлива на выработку электроэнергии отличается до 30%. Себестоимость киловатт-часа на Белорусской АЭС будет существенно ниже, чем та, что мы вырабатываем сейчас. Естественно, с вводом в эксплуатацию АЭС продукт для потребителя будет дешеветь: Беларусь откажемся от импорта электрической энергии с 2018 года. А в перспективе сможет поставлять электроэнергию на экспорт. И это отразится на себестоимости конечного продукта для потребителей Беларуси - как реального сектора, так и физических лиц. То есть они только выиграют.
Сейчас отраслевой институт БелТЭИ проводит работу по интеграции АЭС в энергосистему Беларуси. Предусматриваются ввод в эксплуатацию электрокотлов на существующих ТЭЦ, строительство электрокотельных в системе Минэнерго и жилищно-коммунального хозяйства. Активно прорабатывается вопрос дифференцированных тарифов для различных групп потребителей по времени суток, в том числе населения, которые будут стимулировать потребление электроэнергии в ночные часы и снижение ее использования в часы пиковых нагрузок. Это позволит обеспечить перевод энергоемких технологий в ночные часы. Еще одно направление - перевод технологий, использующих газовый нагрев, на электронагрев, строительство жилья с использованием для отопления и горячего водоснабжения электрической энергии. Это позволит исключить строительство котельных для вновь вводимого жилья, центральных и индивидуальных тепловых пунктов или теплосетей. Кроме того, активно прорабатывается развитие электротранспорта, дополнительно рассматривается возможность электрического освещения магистральных автотрасс областного сообщения. Активно ведется электрификация железной дороги южного направления, что также даст возможность оптимизировать суточный график потребления электрической энергии.
По материалам БелТА.