Учитель из Лунинца подготовил десятки победителей республиканских и международных олимпиад по информатике

Абсолютно нескучные задачи

Главное, чему Иван Трегубов стремится научить своих будущих программистов и чемпионов, — действовать как одна команда

Информационные технологии прочно вошли во все отрасли экономики, поэтому и популярность профессий, связанных с этой сферой, весьма высока. Одно из свидетельств тому — высокие проходные баллы на IT-специальности в белорусских вузах. Причем хорошие результаты при поступлении показывают не только абитуриенты из столицы и крупных городов, но и ребята из небольших сельских районов.

Учитель информатики средней школы № 2 Лунинца Иван Трегубов, подготовивший более десятка победителей и призеров различных олимпиад по информатике, такую ситуацию объясняет, во-первых, стремительным развитием современных информационных технологий, а во-вторых, наличием даже в сельских школах хорошо оборудованных компьютерных классов.

  — Теперь, когда есть интернет, совсем не принципиально, где работают учитель с учеником: в столице или на периферии, — уверен преподаватель. — Ведь в сети в свободном доступе множество задач по спортивному программированию различного уровня сложности. Как говорится, только не ленись.

Иван Трегубов и его ученики Алексей Микулич и Никита Свибович уверены в пользе спортивного программирования.

Секрет мастерства

Впрочем, успешная подготовка учащихся по информатике зависит не только от интернета и наличия современных компьютеров. Во многом определяющую роль играет сам педагог. Вот и Иван Трегубов не только для своей школы, но и для всего Лунинецкого района личность во многом легендарная. В 1993 году, после окончания Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка по специальности «учитель физики и информатики», он пришел на работу в СШ № 2 Лунинца, а через год стал здесь первым учителем информатики. Используя полученные в университете знания и постоянно развиваясь в профессиональном плане, смог достичь вершин педагогического мастерства. Подтверждение тому и нагрудный знак «Отличник образования», которым награжден этот талантливый педагог.

Иван Трегубов выстраивает обучение таким образом, чтобы постоянно стимулировать познавательную активность учащихся, научить их логическому мышлению и умению самостоятельно добывать знания.

— Для меня главное найти ребят, которые проявляют настоящий интерес к решению углубленных задач по информатике, — говорит педагог. — Как правило, начинаю заниматься с детьми с 6—7-го класса. Первые факультативные занятия посещают 10—12 человек, потом часть отсеивается, остается один-два человека с параллели. Почему столько? Ответ прост: дети приходят ко мне и говорят, что умеют работать на компьютере, а на занятиях вдруг понимают, что надо не в игры играть, а решать задачки. Многим это скучно. Вот и остается лишь несколько самых упорных. Как раз у таких к 9—10-му классу обычно появляется серьезный результат.

Таланты из провинции

Первым учеником Ивана Трегубова, который смог пробиться на заключительный этап республиканской олимпиады по информатике, был Василий Микулич. Случилось это в 1998-м, когда интернет и персональные компьютеры для многих были еще в диковинку. С каждым годом достижения его ребят все весомее: они становятся победителями и призерами республиканских олимпиад по программированию (14 дипломов за последние семь лет), а также успешно выступают на международной арене в составе сборной Беларуси. В 2017-м воспитанник Ивана Альфредовича Кирилл Гулин награжден бронзовой медалью 29-й Международной олимпиады по информатике, проходившей в Иране. Через год Андрей Некрашевич развил успех друга и завоевал золото 30-й олимпиады в Японии, а в 2019-м Алексей Филинович — бронзовый призер 31-й олимпиады в Азербайджане.

Терпение и труд

Однако успех не приходит сам по себе — за ним колоссальный труд учителя и его учеников. Так, в среднем решению задач по спортивному программированию ежедневно уделяют 2—3 часа. При подготовке к олимпиаде необходимо уже пять-шесть, а на сборах к международным соревнованиям не менее восьми часов! Впрочем, как говорят сами ребята, выдержать такой напряженный график для увлеченного человека не проблема.

— Мне нравится заниматься спортивным программированием, — рассказывает 11-классник Алексей Микулич. — Во многом беру пример со своего дяди Василия Микулича. Благодаря тем знаниям, которые ему дал Иван Альфредович, он стал призером республиканской олимпиады по информатике, получил высшее образование и сейчас работает в крупной IT-компании.

— Да, спортивное программирование — занятие интересное, — соглашается с другом 10-классник Никита Свибович. — Решая задачи, ты не только начинаешь лучше разбираться в разных нюансах информатики, но и развиваешь логическое мышление. А для меня это важно, так как в будущем планирую поступать на факультет прикладной математики и информатики БГУ.

— Действительно, все спортивное программирование нацелено на развитие математического мышления, — говорит Иван Трегубов. — И победители олимпиад по информатике, как правило, становятся хорошими программистами. Но один из главных моментов, которому стремлюсь обучить учеников, — действовать как одна команда. Они именно так и поступают: помогают в обучении друг другу, делятся новыми знаниями. Этот командный дух остается в них и после окончания школы. Так, многие из моих выпускников, которые учатся на старших курсах вузов или уже работают в серьезных компаниях, летом находят время, чтобы проводить тренировочные сборы не только для лунинецких школьников, но и для сборной команды Брестской области. Общаемся и вне стен школы. Например, можем вместе съездить на рыбалку или сходить в поход. Все это очень помогает сплотиться и сохранить наши хорошие традиции, чему очень рад. Ведь задача педагога не только дать знания по предмету, но и раскрывать в учениках самые лучшие человеческие качества и помочь им состояться в жизни.

poplavskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter