В Ганцевичском районе фермеры для защиты плантаций голубики начали использовать противоградовые установки

А выпадет град — никто не рад

Фермеры запускают акустическую волну в небо, а она докатывается до сельчан, на земле ждущих дождя...

В Ганцевичском районе фермеры для защиты плантаций голубики используют противоградовые установки, многие сельчане этому не рады.По их мнению, такие установки несут опасность для здоровья и окружающей среды. Четыре года назад КФХ «БелЯгДар», плантации голубики которого расположены на территории Огаревичского сельсовета, приобрело в России противоградовую установку. Через пару лет его примеру последовали еще два фермерских хозяйства. И сейчас на Ганцевщине три подобные установки. Причем две — возле Огаревичей. Часть жителей этого агрогородка, а также соседних деревень Колония и Красыничи такое вмешательство в природу восприняли без особого энтузиазма. В деревенском вайбер-чате на этот счет разгорелись нешуточные страсти. Фермеров стали обвинять не только в сохнущих огородах и падении уровня воды в колодцах, но и в использовании вредного для здоровья компонента — некоего диоксида серебра. Корреспондент «СГ» вы­ехал на место и изучил сложившую­ся ситуацию. 

Владимир Стрельчик демонстрирует противоградовую установку КФХ «БелЯгДар».

Как нередко бывает, активисты соцсетей лично разговаривать с прессой не испытывали особого желания. Пенсионерка из деревни Колония Наталья Шаматульская, узнав, что имеет дело с журналистом, честно призналась: противоградовые установки вызывают у нее тревогу.

— После того как установили их возле нашей деревни, с погодой стало твориться что-то непонятное, — говорит Наталья Ивановна. — Только подходит облако — по нему сразу стреляют, оно заворачивается спиралью и уходит в сторону от нас. Возможно, именно поэтому в начале лета у нас и была засуха. 

Беспокоят женщину и громкие звуки стрельбы из противоградовых установок.

— Выходит, теперь любой может купить себе такую штуку и стрелять в небо, когда ему вздумается? — задается вопросом сельчанка. — Постоянная стрельба не дает отдохнуть и пугает. И вообще, хочется знать, есть ли у фермеров разрешение на эти установки и не опасны ли они?

Наталья Шаматульская.

В свою очередь супруги Иван и Мария Дубовские, живущие в соседних Огаревичах, к использованию противоградовых установок относятся философски.

— Мне 78 лет, я глуховат и стрельбы особо не слышу, — полушутя говорит Иван Александрович. — А что говорят, будто вода из-за этого в колодцах уходит, то это не так. До пенсии я работал слесарем на водозаборе, кое-что в этом деле понимаю и могу сказать, что уровень грунтовых вод у нас стал потихоньку снижаться уже лет десять назад. 

— Люди разное про эти установки рассказывают, — дополняет мужа Мария Михайловна. — Но, наверное, фермеры их для дела используют. А если бы это было запрещено, то по отношению к ним, думаю, приняли бы меры.

Жители деревни Огаревичи Иван и Мария Дубовские.

Замглавы КФХ «БелЯгДар» Владимир Стрельчик, 37 гектаров голубичных плантаций которого расположены сразу за Красыничами, о таких разговорах сельчан в курсе и уже не раз пытался в деревенском вайбер-чате объяснить принцип работы установки. 

— В 2020 году сильнейший град уничтожил практически весь урожай голубики, а это почти 80 тонн ягоды, — вспоминает Владимир Стрельчик. — Чтобы избежать повторения ситуации, купили в России бэушную иностранную противоградовую газогенераторную акустическую установку и официально растаможили в нашей стране.

По словам фермера, в Европе и России такие установки используют не одно десятилетие. Суть их работы заключается в перемешивании воздуха акустической волной, которая направляется небо. В итоге теплый воздух поднимается выше, град, проходя через него, тает и выпадает на землю крупным дождем. 

— Никакими ракетами в небо не стреляем и никакого диоксида серебра не применяем, — подчеркивает Владимир Стрельчик. — В качестве воспламеняющегося газа для создания акустической волны используем ацетилен — такой же, как и в сварочных аппаратах. В других установках, как у наших коллег, для этого применяются пропан или бутан. 

Кстати, это удовольствие не из дешевых — час работы установки обходится почти в триста рублей. Поэтому по всем подряд облакам не палим, а конкретные цели определяем через специальное приложение Белгид­ромета «Метеорадар».

По словам собеседника, установка обеспечивает защиту от града на площади примерно в 150 гектаров. И когда говорят, что фермеры у себя град разогнали, а он потом выпал в другом месте, то это действительно правда. Ведь они не ставят себе задачи остановить весь грозовой фронт, да и физически это сделать не могут. 

— Нам говорят: вы вмешиваетесь в атмосферу, а это недопустимо, — рассуждает Стрельчик. — Тогда по этой логике надо запретить и авиаполеты — ведь от самолета в небе остается инверсионный след. А что касается уровня шума от установки, то и газонокосилки тоже работают громко. Но их же никто не запрещает. 

Первый заместитель начальника Белгидромета Светлана Кузьмич отмечает:

— Аргументированно говорить о том, какое воздействие газогенераторные акустические установки оказывают на выпадение осадков, мы не можем, поскольку в республике каких-то научных исследований на этот счет не проводилось. Но что касается утверждения о том, что из-за использования таких установок у сельчан в колодцах в последние годы начала уходить вода, то этому явлению есть более обоснованное объяснение. В 2015 году в Беларуси была сильнейшая засуха и водный горизонт сильно понизился. Фактически он до сих пор так и не вернулся на прежний уровень. Скорее всего, именно с этим и связано понижение уровня воды в колодцах.

Консультант управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменение климата и экспертизы Министерства природы и охраны окружающей среды Елена Мицевич в отсутствие отечественных научных исследований о влиянии так называемых противоградовых установок на окружающую среду опирается на мнение международных специалистов. 

— Большинство международных организаций, включая ПРООН, считают, что газогенераторные акустические установки не имеют научно обоснованного подтверждения воздействия на градовые облака, — рассказывает Елена Мицевич. — В связи с этим применение этих установок в большей степени обусловлено соображениями тех, кто их использует. Также хочу обратить внимание, что в Беларуси субъект хозяйствования не обязан получать в Минприроды разрешение на их использование. 

В общем, ситуация в Ганцевичском районе может показаться неординарной. Но похожая тема в начале лета поднималась и в соседнем с ним Ляховичском районе. Его жители тоже жаловались, что из-за использования фермерами-садоводами противоградовых установок у них все сохнет. Разъяснительная работа местных властей, а также прошедшие вскоре обильные дожди позволили снизить накал страстей. Возможно, и в Ганцевичском районе для нивелирования таких вопросов местным властям на сельских сходах с участием компетентных специалистов тоже стоит поднять эту тему. 

poplavskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter