Чтобы защитить себя от бывшего парня, девушке пришлось написать несколько заявлений в милицию

А в подворотне бывший кавалер!

Не зря говорят: у каждой медали две стороны. Увы, случается, что большая любовь перерастает в большую боль. И еще вчера дорогой сердцу человек сегодня кулаками пытается установить свой диктат. Иногда «воспитательный» процесс начинается на заре отношений, иногда агрессия просыпается у пар с большим стажем. А на жительницу одного из райцентров Могилевщины неуравновешенный кавалер всю силу своей любви обрушил, когда девушка решила с ним расстаться. Почему не стоит верить пословице, утверждающей, что бьет — значит любит? Как застраховаться от встречи с тираном? И что делать, если она уже произошла? 


Место встречи изменить нельзя

24-летняя Кристина А. и 37-летний Павел Д. нашли друг друга в соцсетях. Встречу откладывать не стали, тем более жили в одном городе. А вскоре решили съехаться. Но не прошло и полгода, как Кристина поняла, что ошиблась. Претензий у гражданского мужа к спутнице оказалось немало. Он выговаривал и за пересоленный суп, и за встречу с подругами. Да что там — даже звонок родителям вызывал раздражение, за которым следовали угрозы. В один не самый прекрасный день девушка собрала чемоданы, вызвала такси и вернулась домой. Ключи от квартиры «любимого» бросила в почтовый ящик, о чем сообщила ему в соцсетях. Однако Павел смириться с таким раскладом не пожелал и для начала решил «просто поговорить». 

— Преследовал везде, оскорблял. А однажды, когда у подъезда разговаривала с подругой, схватил за шею, стал душить и угрожать. Утверждал, что покончит со мной раз и навсегда, — не поверить деспоту, призналась на суде девушка, она не могла. Слишком агрессивными и наступательными были его действия. 

Попытки выбрать другой маршрут, перекантоваться у знакомых давали только временную передышку. Через день «отставной» кавалер настигал ее вновь, и «беседы» становились все страшнее. Изверг выкручивал пальцы, хлестал по щекам, таскал за волосы, бил ногой по голени и головой о землю. Попытки случайных свидетелей помешать его издевательствам над девушкой особого успеха не имели. Не остановили деспота и предостережения милиции. Помощник прокурора города Могилева Роман Парфенов уточнил, что агрессор был судим ранее, причем тоже за истязание. Но наказание было относительно мягким: тирана ограничивали в свободе, штрафовали и приговаривали к исправительным работам сроком на год. Но, как оказалось, выводов для себя он никаких не сделал.

— Как у фигуранта нового преступления, суд взял у мужчины подписку о невыезде. Но сдерживающим фактором это для него не стало, — отметил Роман Парфенов. 

Что рассказали эксперты

Разбираясь в деталях очередных нападок Павла на бывшую избранницу, специалисты даже засомневались в его психическом здоровье. Чтобы не ошибиться в диагнозе, обратились за помощью к столичным специалистам. Заключение судмедэкспертизы было однозначным: вполне вменяем и полностью отдает отчет своим действиям. Но виновным признавать себя отказался.

— Я, — заявил он, — хотел наладить с Кристиной отношения. 

Конфликт не отрицал. Но не душил, не бил, разве что рукой по щекам — синяк под глазом, разумеется, не от этого. Не сдержался, потому что бывшая его... провоцировала.

Правда, показания свидетелей оказались кардинально другими. Знакомые и соседи видели, как девушка шарахалась от экс-возлюбленного, а он, напротив, удерживал. Как набрасывался на нее с кулаками, а Кристина кричала и звала на помощь. Минимум от трех таких «встреч» остались следы на ее теле. Еще больше было душевных травм. «Обвиняемого судили сразу по двум статьям — за истязание и угрозу убийством. В совокупности он приговорен к трем годам в колонии общего режима и штрафу в размере 80 базовых величин», — Роман Парфенов отметил, что осужденному придется компенсировать и моральный ущерб пострадавшей, оцененный судом в 3 тысячи рублей. 

Деспотами не рождаются? 

Старший помощник прокурора Могилевской области по правовому обеспечению и общественным связям Елена Шумейко сообщила, что в регионе за 2019-й за истязание осуждены 129 человек. И цифра эта из года в год существенно не меняется. Впрочем, нетрудно догадаться, что и она не отражает истинной картины, ведь далеко не каждая жертва осмеливается жаловаться на своих обидчиков. Бывает даже, что пострадавшие их еще и… жалеют. 

— Признаюсь, очень врезалось в память одно происшествие в сельской глубинке. Муж с женой прожили вместе более тридцати лет, вырастили детей. Никто не знал (или не хотел знать), как он издевался над супругой. Однажды избил ее так, что женщина не смогла подняться. Пострадавшую нашли соседи, которые забеспокоились ее долгим отсутствием. Они же и сообщили о происшествии в милицию. Изверг попал на скамью подсудимых. И сельчанка просила не наказывать мужа, так как простила его!

Чаще всего от рук тиранов страдают те, кто с ними живет. Но нередко они преследуют своих жертв и после того, как отношения закончились. Тридцатилетний бобруйчанин, к примеру, с ножом в руках угрожал расправой своей подруге еще на стадии ухаживания — после того как девушка заявила, что хочет расстаться. Утихомирить разбушевавшегося агрессора смогли лишь сотрудники милиции. 

Можно ли разглядеть подобные риски в первые дни знакомства? Как себя вести, если бывший преследует и угрожает? Психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы Ирина Барановская отметила, что наука пока не знает случаев сопоставления сталкинга (от английского — «преследование») с внешними данными или даже чертами характера. Потому и застраховаться от этого нереально. 

— Сталкинг — это вид домогательства, — пояснила Ирина Барановская. — Со слежками, навязчивыми сообщениями, попытками установить контакт, угрозами, приставаниями, издевательствами. При этом иногда деспот хочет вызвать у жертвы чувство вины и им манипулировать. Что делать? Для начала не паниковать. Ведь главная его цель — держать страдающую сторону в страхе и под контролем. Если вынуждены вести диалог с обидчиком, а эмоции зашкаливают — попробуйте найти для этого посредника. Всегда говорите ему «нет», не используйте двусмысленные формулировки, которые могли бы дать преследователю ложную надежду, что его требования будут выполнены. И самое главное — собирайте доказательства его угроз. По телефону, в соцсетях, лично (можно включить диктофон) и так далее. Это поможет вам доказать степень угрозы после того, как обратитесь в милицию. И тогда перед законом ему придется ответить по всей строгости.

markova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter