Без схем и эскизов народный мастер Валентина Савицкая придумывает сюжеты для своих вышивок

А по «дывану» плывут… лебеди

Не дом — музей. Такие мысли, наверняка, посещают каждого, кто переступает порог дома Валентины Савицкой в агрогородке Барсуки Смолевичского района. На полу, стенах, столах, диванах, подушках, шкафах — уникальная вышивка. Рассматривать созданные умелыми руками хозяйки узоры на рушниках, коврах, салфетках и других изделиях можно часами. Хобби, которое стало смыслом жизни, народный мастер Беларуси занимается больше 40 лет.

Купить нельзя, смотреть можно

А начиналось все с… запрета. Мама маленькой Вали прятала от дочки материалы для вышивки, чтобы девочка не тратила время на «глупости», а зубрила гранит науки и выбилась в люди. Но разве можно заглушить непреодолимое желание творить! Ребенок доставал нитки и иголку, когда близких не было дома, и с головой уходил в мир крестиков.

— Сама я из деревни Букча Лельчицкого района, — начинает рассказ Валентина Федоровна. — На Полесье девушке стыдно не уметь держать иголку в руках. Бабушка не раз в красках описывала, как они с подругами собирались вечерами, заводили народные песни и вышивали рушники. Да и мама не уставала проводить время за кроснами. Было бы странно, если бы их навыки не передались мне по наследству.

В 1976‑м наша героиня по совету мамы поехала вместе с подругами в деревню Барсуки Смолевичского района. Девушки устроились на Жодинскую трикотажную фабрику, где в свои 17 выполняли взрослые нормы. Но и про отдых не забывали: часто посещали танцы в сельском клубе. Там Валентина познакомилась со своим будущим мужем Валерием.

— Эта встреча стала судьбоносной, — признается мастерица. — Мне с ним повезло! Недаром живем уже больше 40 лет душа в душу, воспитали троих замечательных детей: сына Сашу, дочек Лену и Свету. А еще семь внуков, которых безмерно любим.

Муж работал водителем-дальнобойщиком, так что жене неделями приходилось оставаться на хозяйстве: нянчить детей, обустраивать жилище. Но про любимое увлечение сельчанка не забывала, в любую свободную минуту бралась за иголку. Вышивка помогала и про сон забыть, и про усталость.

Каждый вышитый рисунок в доме мастерицы уникален. Валентина Федоровна обходится без интернета и схем из тематических журналов — узоры приходят в голову сами, всегда спонтанно.
До того, как взять работу, может не знать, что получится на рушнике или наволочке, но как только иголка оказывается в руках, на полотне волей импровизации появляются необычные вензеля. Подбор оттенков тоже по настроению.

Но не все так позитивно для поклонников творчества. Свои работы мастерица не продает ни под каким предлогом. По ее словам, ни один предмет, сделанный своими руками, нельзя оценить деньгами. Да и есть опасения, что изделия, к которым Валентина Федоровна относится как к родным детям, попадут к нехорошим людям. Зато хозяйка активно ездит по стране с выставками в рамках фестивалей. Говорит: такой контакт с почитателями ее таланта больше сближает, чем продажа. Люди любуются работами, вдохновляются узорами, у них возникает желание вышить что-то свое.

Масштаб впечатляет

Сложно поверить, но с рушников и скатертей все только начинается. Куда масштабнее смотрятся оригинальные ковры, которые сельчанка создает на основе народных писанок. «Дыванамi», насыщенными яркими красками, на Полесье принято украшать дома. Наверное, оттуда и возникло желание сотворить уникальный предмет, по масштабу в разы превосходящий сделанные до этого. На счету мастерицы четыре больших ковра, первому из них больше 40 лет.

В прошлом веке такого обилия качественной пряжи, как сейчас, не было. Но Валентина Федоровна находила выход: собирала остатки трикотажа по ателье. Эти «отходы производства» она распускала и давала нитям вторую жизнь. Можно только восхититься тому, каким трудом дался первый ковер! Метод «выбивания» на основу показал ей мастер из Борисова. Для этого нить нужно заправить в специальную иглу с крючком, а потом вытянуть ее на другую сторону полотнища. Представляете, сколько раз нужно повторить подобное действие, чтобы вышел ворсистый ковер? По воспоминаниям мастерицы, при работе над первым изделием, значительная часть которой пришлась на ночное время, от перегрева на настольной лампе даже плавились пластмассовые детали.


Второй ковер, на который ушло две зимы, родился на основе готового изделия: хозяйка расписала покрывало, купленное у коробейников, активно ходивших по домам в 90‑х.

— Мне так понравились лебеди на полотне! — вспоминает сельчанка. — Но все-таки чего-то не хватало. И я решила добавить на фабричный рисунок цветов, красок, узоров. Так, из обычной производственной ткани получился уникальный ковер.

Талантливый человек талантлив во всем. И это с полной уверенностью можно сказать про Валентину Федоровну. Помимо рукоделия, мастерица поет в народном фольклорном коллективе «Живица» при сельском Доме культуры. Коллектив, которому более 30 лет, исполняет народные песни, включая те, что полешучка привезла с малой родины. Костюм для выступлений умелица вышила сама, вдохновившись праздничным убранством мамы. А еще в нарядах, украшенных вышивкой мастерицы из Барсуков, красуются артисты ансамбля белорусской песни «Цернiца», который много лет гастролирует по нашей стране и за ее пределами.

grudnitskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter