Из Уголовного кодекса предлагается исключить 10 статей и 24 состава преступлений. Например, исчезнут статьи за нарушение правил безопасности обращения с генно-инженерными организмами, за вред, причиненный окружающей среде в результате нарушения правил водопользования и другие. Они перейдут в разряд административного правонарушения.
Усиливается ответственность за:
• клевету;• надругательство над государственными символами;
• призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности;
• умышленное несанкционированное копирование, перехват компьютерной информации либо неправомерное завладение компьютерной информацией, повлекшее причинение существенного вреда;
• сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка;
• насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности и принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебной деятельности;
• насилие в отношении судьи, народного заседателя или их близких с той же целью;
• оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей;
• дискредитацию Республики Беларусь;
• уклонение от уплаты налогов, которое повлекло причинение ущерба в крупном размере.
Теперь за семь видов правонарушений будет грозить не административная, а уже уголовная ответственность:
• за умышленное незаконное предоставление информации о частной жизни и персональных данных другого лица без его согласия в случае, если эти действия повлекли причинение существенного вреда;• за распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено (после первого административного взыскания в течение года);
• за налоговое мошенничество;
• за участие в экстремистском формировании и содействие экстремистской деятельности;
• за неоднократное нарушение порядка организации проведения массовых мероприятий (после второго административного взыскания в течение года);
• за управление транспортным средством лицом, которое не имеет права управления (после первого административного взыскания в течение года);
• за неисполнение решения о признании организации экстремистской и о приостановлении ее деятельности.
Статьи, по которым теперь смогут назначать наказание, не связанное с лишением свободы:
• ч. 3 ст. 205 (кража);• ч. 3 ст. 206 (грабеж);
• ч. 3 ст. 209 (мошенничество);
• ч. 3 ст. 211 (присвоение либо растрата);
• ч. 3 ст. 212 (хищение путем использования компьютерной техники);
• ч. 2 и 3 ст. 236 (приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем).
Уточнены правила назначения наказания
Предусмотрены более дифференцированный подход к назначению штрафа (в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного преступления и личности преступника), а также возможность уплаты штрафа в рассрочку на срок до пяти лет либо отсрочки его уплаты на срок до одного года. Кроме этого, проектом закона предусматривается, что один день содержания под стражей будет приравнен к полутора дням наказания в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях общего и усиленного режима (сейчас — день за день).ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег Слижевский, министр юстиции:
— Уголовный кодекс дополнен отдельными составами, предусматривающими уголовную ответственность за экстремистскую деятельность. Например, предлагается криминализировать содействие экстремистской деятельности и прохождение обучения или иной подготовки для участия в ней. Предлагается также усовершенствовать уголовное законодательство в сфере противодействия преступлениям против порядка осуществления экономической деятельности, а также компьютерной безопасности.
Евгения Парамонова, заместитель начальника управления — начальника отдела надзорного производства и правоприменительной практики Генеральной прокуратуры:
— Еще одна новация — введение медиации в уголовный процесс. Сегодня мы видим, что медиация является одним из наиболее эффективных способов разрешения конфликтов. Это внесудебная процедура разрешения спора с участием независимого посредника. Надо отметить, что наше уголовное законодательство не регулирует процедуру переговоров сторон с целью возмещения причиненного преступлением вреда и достижения примирения. Поиск компромисса остается на усмотрение обвиняемого и потерпевшего. Но на практике они нередко привлекают адвокатов, которые фактически выступают как посредники в урегулировании конфликта. Однако каждый адвокат действует односторонне, отстаивая интересы своего доверителя, что не согласуется с назначением медиатора — независимого, беспристрастного третьего участника переговоров. Это и станет основой для введения процедуры медиации в уголовное судопроизводство.