С заместителем Премьер–министра Александром Косинцем беседует первый проректор РИВШ, заместитель главного редактора журнала «Вышэйшая школа» Валентина Дынич.
— Уважаемый Александр Николаевич, как сообщали средства массовой информации, в начале октября с.г. Президент принял вас с докладом. Доклад был посвящен вопросам развития национальной системы образования. Определяющая роль образования для динамичного развития социально–экономических процессов на современном этапе общепризнана. Вы курируете эту сферу. Поэтому необходимость постоянного обсуждения состояния отечественного образования, особенностей и тенденций его развития вполне понятна. Однако в вашем докладе речь шла об инновационном образовании. Использование этого термина позволяет предположить, что в данном случае согласовывались позиции в определении стратегической цели развития отечественного образования, коррекции либо уточнении его задач в новых социально–экономических условиях. Так ли это?
— Действительно, в моем докладе Главе государства говорилось о развитии инновационного образования в Республике Беларусь. Почему обсуждалась именно эта тема? Как известно, Президентом в качестве одной из актуальных и приоритетных задач социально–экономического развития страны объявлен переход на инновационный путь развития. Указом Президента от 26 марта 2007 г. № 136 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы.
Инновационный путь развития предусматривает такую организацию социально–экономических отношений в обществе, которая обеспечивает прирост общественного богатства и рост благосостояния его членов за счет постоянного повышения продуктивности использования всех ресурсов и факторов производства. При этом главным ресурсом признается интеллектуальный ресурс, а важнейшим фактором роста эффективности и конкурентоспособности экономики — инновационная политика государства, инновационная деятельность хозяйствующих субъектов и членов общества.
Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие методами, средствами и формами управления инновационным процессом с целью повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций.
Подготовка кадров для обеспечения инновационных процессов осуществляется главным образом системами высшего и дополнительного (последипломного) профессионального образования. Именно о состоянии этих систем и шла речь в докладе. Главой государства обращено внимание на то, что необходимость инновационных преобразований должна быть понятна всем слоям общества. Инновации должны быть обоснованы, экономически и социально востребованы. Подготовка к их введению — системной и тщательной, а механизм внедрения должен предполагать наличие обратной связи, позволяющей вносить своевременные и необходимые коррективы.
В настоящее время в вузах страны отсутствует программа подготовки кадров в области инновационной деятельности. Необходима разработка Национальной программы инновационного образования Республики Беларусь. Переход государства на инновационный путь развития нельзя осуществить без нововведений в области образования и воспитания. Президент поручил провести у него в ближайшее время совещание по данному вопросу.
— Но система образования — достаточно консервативная сфера деятельности. Как только возникают предложения о новшествах в этой области, они неизменно вызывают значительный социальный резонанс. Обязательно звучат возражения — от добра добра не ищут. Насколько необходимо инициирование — извините за тавтологию — новых новшеств (либо инноваций) в сфере образования на текущем этапе?
— Давайте сначала разберемся с терминологией. Как известно, обоснованность использования того или иного понятия — основа для конструктивного анализа явления и обязательное условие для взаимопонимания и согласования точек зрения.
В литературе различают понятия «новшество», или «новое средство» (они считаются синонимами), и «инновация» (нововведение, англ. innovation). Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация — это комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества с целью повышения уровня жизни и благосостояния людей. Другими словами, инновационный процесс — это последовательное проведение работ по преобразованию новшества в продукцию (услугу) и введение ее на рынок для коммерческого применения.
Насколько обосновано развитие инновационного образования в Республике Беларусь? Зачем оно и к каким результатам должно привести?
Прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что в последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название «мегатенденций». К их числу относятся:
— новое качество образования
— массовый характер и непрерывность;
— значимость как для конкретного человека, так и для общества в целом;
— ориентация личности на активное освоение способов познавательной деятельности; — создание условий для самораскрытия личности;
— адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям общества.
Общим для всех тенденций является акцентация на формирование социально активной и профессионально востребованной личности. Однако реализация этой установки возможна при принципиально ином — нежели существующем — типе обучения.
В настоящее время различают два типа образования: «поддерживающее» и «инновационное».
«Поддерживающее» образование — процесс и результат такой учебной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социальной системы, социального опыта, его сохранение и наследование. Традиционным является занятие с группой студентов, в ходе которого преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, их воспроизведение, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер и может в лучшем случае обеспечить преемственность социокультурного опыта, а не развитие и трансформацию.
Инновационное образование — процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, который, помимо поддержания существующих традиций, стимулирует стремление у будущих специалистов внести изменения в существующую культуру, социальную сферу, экономику и т.д. с целью создания нового, конкурентоспособного продукта, доведения его до потребителя и, как результат — улучшение качества жизни. Такой тип образования формирует также ориентацию студентов на проблемные ситуации, возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом. Ставится задача не просто усваивать предлагаемый преподавателем (программой, учебником) материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
В практике учебных заведений Беларуси по–прежнему преобладает «поддерживающий» тип обучения. С моей точки зрения, имеющийся разрыв, несоответствие между социальным заказом на воспитание специалиста для инновационно развивающейся экономики и существующей системой образования (потребности общества превышают возможности действующего образования) — основная причина неумения личности прогнозировать ситуацию, ориентироваться в условиях, допускающих принципиальную неопределенность. Общество часто бывает не готово прогнозировать и своевременно отзываться на возникающие проблемы — экономические, энергетические, экологические, социальные и т.д., то есть «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Таким образом, инновационность как характеристика обучения относится не только к методологии его построения, но и к отдельным социально–экономическим значимым результатам. Именно поэтому формирование модели инновационного образования и ее внедрение — обязательное условие для решения задачи перехода белорусского общества на инновационный путь развития.
В этой связи необходимо превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем (проблемная ориентация образовательного процесса).
Я хочу подчеркнуть: сказанное не означает, что в сфере образования в настоящее время вообще отсутствуют инновации либо возможности для их практической реализации. Ведутся эксперименты по эффективному применению новых образовательных технологий в обучении, в том числе и информационных; закреплена законодательно и нормативно двухступенчатая система высшего образования, структурно соответствующая мировым стандартам; проводится эксперимент по поиску эффективных форм организации повышения квалификации и переподготовки специалистов для реального сектора экономики.
Социальная и экономическая целесообразность — основной аргумент развития в Республике Беларусь инновационного образования.
— Сравнивая два типа образования и отмечая их принципиальное различие, легко предвидеть реакцию представителей педагогического сообщества. Потребуются глубокая реорганизация учебно–воспитательного процесса и изменение психологии преподавателя. Внедрение инноваций часто ведет к конфликтам в коллективах.
Что в первую очередь необходимо сделать для того, чтобы сформировать у преподавателя компетенции, позволяющие решить задачу обеспечения специалистами инновационно развивающуюся экономику? Какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать преподаватель, чтобы обеспечить инновационное образование?
— Формирование новой модели образования невозможно без инновационно мыслящего преподавателя. Педагог выступает на этом этапе в роли носителя конкретного новшества и одновременно его творца и модификатора в процессе внедрения.
С моей точки зрения, есть несколько препятствий к введению инновационного образования, которые непосредственно связаны с личностью преподавателя, его профессиональными качествами. Первое из них — степень знания проблем реального сектора экономики. Как правило, у многих преподавателей отсутствует опыт работы на производстве. Если учесть, что только от 4 до 17 процентов преподавателей работали до поступления на преподавательскую должность (в медицинских, сельскохозяйственных, некоторых технических вузах этот показатель составляет 42 — 63 процента), получали навыки именно в области своей профессиональной деятельности, и сделать поправку на срок давности полученных практических знаний и навыков, то вполне можно говорить о существовании второй проблемы — проблемы профессиональных компетенций преподавателя. Положение усугубляется слабыми связями образовательного процесса с производством. Едва ли нормальной можно считать ситуацию, когда из 53 ректоров лишь 6 входят в состав коллегий отраслевых министерств, концернов, комитетов (их у нас в стране 40), соответственно участвуют в обсуждении проблем отрасли. Понятно, что в этих условиях слабое взаимодействие преподавателей и специалистов, работающих в реальном секторе экономики, вполне объяснимо. Результат: противоречие между устаревшим, слабо связанным с производством (в широком смысле этого слова) содержанием учебных курсов и дисциплин и требованиями современной практики по освоению новых технологий. В реальном секторе экономики перманентно меняются «правила игры» (изменяются технологические решения, инфраструктура отраслей и предприятий и т.д.), в то время как в образовании сохраняется накопительно–консервативная модель формирования содержания учебных дисциплин.
Наряду с консерватизмом в образовании должна быть мобильность. Все быстро меняется в ХХI столетии. Сколько новых достижений! Переходим к нанотехнологиям, очень серьезные прорывы в космосе, в электронике и т.д. Да, фундаментальные знания были, есть и будут основополагающими, но важно, чтобы они давали эффект, приводили к прикладным исследованиям.
Микроэкономику (конкретный субъект — предприятие, либо рынок отдельного товара), макроэкономику (экономическая деятельность всех участников в рамках государства) сегодня надо рассматривать в контексте мегаэкономики. Это означает: учитывать мировые достижения и тенденции развития; видеть, что делают другие государства; знать, какой у них конкурентоспособный продукт, чтобы создать свой аналогичный или более качественный, который был бы востребован на мировом рынке; обеспечивать импортозамещение. А работать сегодня на склад уже просто недопустимо.
Следовательно, образование должно быть проблемно– и практикоориентированным.
Как уже отмечалось, переход на инновационную модель образования предполагает принципиально иную организацию учебного процесса. В настоящее время профессорско–преподавательский состав на 90 — 95% передает студентам готовую сумму знаний. А студенты должны еще учиться и сами, но их нужно этому научить. Основная функция преподавателя — поставить перед ними задачу, дать необходимые консультации. Оценить способность самостоятельно добывать необходимые для решения знания в лабораториях, библиотеках, в том числе медийных, на производственной практике. Сделать так, чтобы 50% объема знаний студенты получали самостоятельно и 50%, опираясь на помощь и методический опыт преподавателя. Но способен ли преподаватель таким образом организовать работу студентов? Владеет ли он современными образовательными технологиями? Отсутствие у преподавателей психолого–педагогической подготовки — третье препятствие, затрудняющее развитие инновационного образования.
Профессорско–преподавательский состав практически всех высших учебных заведений Республики Беларусь, за исключением педагогических, а это около 90%, не имеет педагогического образования. Окончив вуз, аспирантуру, докторантуру, став доцентом, профессором, преподаватель вуза эмпирически, подражая своим учителям, ведет занятия, читает лекции, внедряя ту методологию, которую перенял у своего учителя. Но есть психология, педагогика. Это отдельные науки. Сегодня необходимо решать вопрос о педагогической подготовке профессорско–преподавательского состава. Такая подготовка требует значительного времени и средств. Но хотя бы курсы повышения квалификации по педагогике, психологии следует провести в каждом вузе. Независимо от специальности преподаватель должен освоить методологию преподавания, включающую организационный, воспитательный и контролирующий блоки. Четвертое. Преподавание в высшей школе по–прежнему носит дисциплинарный характер. Это касается всех дисциплин: гуманитарных, фундаментальных, профессиональных, специальных. Инновационное образование предусматривает обязательность междисциплинарных связей, чтобы не было разорванности в полученных знаниях, чтобы они были системными и востребованными.
В научном и педагогическом сообществе модно говорить о междисциплинарности. Часто повторяемый тезис о том, что наиболее значимые для развития науки и общества результаты можно получить при изучении явлений на стыке разных областей знаний, производит настолько магическое действие, что пути реализации идеи междисциплинарности в образовательной практике представляются само собой разумеющимися. Однако достаточно ознакомиться с учебными планами и программами, насчитывающими до сотни дисциплин, чтобы убедиться в обратном.
Упомяну еще одно важное препятствие, не последнее ни по значимости, ни по счету. Развитие инновационного образования предполагает тесное взаимодействие научного и образовательного компонента в подготовке специалистов. Образование должно носить и исследовательский характер. Это возможно, если учебный процесс обеспечивают преподаватели, занимающиеся научными исследованиями в приоритетных для белорусской науки областях. Необходимо обеспечить тесную связь вузов с отраслевыми НИИ, Национальной академией наук, совместно решая проблемы продовольственной безопасности, энергобезопасности, экологической безопасности, развития промышленности, здравоохранения, строительства и т.д.
Таким образом, среди первоочередных задач по развитию инновационного образования в Республике Беларусь — формирование у преподавателей компетенций, позволяющих обеспечить подготовку кадров для инновационной экономики. Предстоит усилить психолого–педагогическую и методическую подготовку преподавательского состава, создать механизм для привлечения преподавателей к решению производственных и научных задач, обучать их навыкам проектного мышления и междисциплинарного синтеза.
Необходимо разработать систему повышения квалификации профессорско–преподавательского состава таким образом, чтобы преподаватель реально видел и знал социальные и экономические проблемы нашего государства. Одним из критериев оценки профессионализма преподавателя должно стать знание проблем отраслей, предприятий, организаций. Работая преподавателем на общепрофессиональных и специальных кафедрах, нужно быть и высококвалифицированным — в соответствии с полученным дипломом об окончании вуза — специалистом, постоянно совершенствуя свои навыки и умения.
Профессорско–преподавательский состав — это кадры высшей научной квалификации, имеют ученые степени кандидатов и докторов наук, владеют научной методологией, могут вести анализ и синтез и, зная фундаментальные основы, современные достижения науки, способны и должны добиться больших результатов в решении социально–экономических задач и проблем.
Труд профессорско–преподавательского состава сложный. Это со стороны кажется, что все просто и легко. Говоря о качествах, которыми должен обладать преподаватель, я уже сказал, что он должен быть высококвалифицированным специалистом, ученым, великолепным педагогом–психологом, воспитателем, организатором. К нему приходят молодые люди, которые входят в жизнь. Ему надо вести занятия, бывать в общежитиях, решать порой и сложные личные проблемы студентов. Он несет ответственность перед государством и родителями за то, чтобы молодой человек стал личностью. Профессорско–преподавательский состав участвует в формировании человеческого капитала. Социальная сфера является ключевой в любом государстве. Именно она определяет уровень социально–экономического развития, так как формирует человеческий капитал: здоровье, образование, навыки и умения, от которого прямо пропорционально зависит конкурентоспособность экономики. Надо думать и об омоложении профессорско–преподавательского состава. Эта проблема сегодня стоит достаточно остро. Речь, понятно, идет о мягкой смене поколений и преемственности. Необходимо создавать условия для привлечения в науку молодежи. Труд преподавателей должен достойно оплачиваться и быть престижным. Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 г. № 450 с 1 января 2008 г. существенно увеличены доплаты за ученые степени и звания.
— Однако трудно ожидать, что ситуация изменится «изнутри». Представители педагогического сообщества, мировоззрение которых и методические пристрастия сформировались в действующей традиции, лишь за небольшим исключением под действием внутренних мотиваций решатся на серьезную модернизацию содержания образовательных областей, еще меньшее их число обладает необходимым для этого ресурсом. Реакция на предлагаемые изменения в области структурирования и содержания цикла социально–гуманитарных наук — в ее основе достаточно жесткое сопротивление попыткам построить междисциплинарный курс — хорошая иллюстрация к утверждаемому тезису. Каким образом может быть изменена ситуация?
— В первую очередь это должна сделать система повышения квалификации и переподготовки.
В системе повышения квалификации и переподготовки кадров ежегодно проходит обучение более 500 тысяч работников по 5 тысячам специальностей и профессий. Наиболее развитыми являются системы повышения квалификации и переподготовки кадров министерств образования, здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия, промышленности и др. Однако нельзя не видеть целый ряд недостатков, которые характерны для системы повышения квалификации:
— низкий уровень реагирования на изменение внешних социально–экономических условий и прогресса в науке и технологиях;
— явное превалирование фундаментального знания над практикоориентированным;
— избыточный консерватизм в организации учебного процесса;
— отсутствие научно обоснованной системы требований к периодичности, продолжительности и целям повышения квалификации;
— слабая взаимосвязь учреждений повышения квалификации и переподготовки с реальным сектором экономики и — особо подчеркну — с учреждениями образования, обеспечивающими подготовку специалистов.
Для отечественного образования характерно отдельное, методологически и организационно обособленное функционирование систем профессионального (высшего) и дополнительного профессионального (последипломного) образования.
Сегодня 18 министерств имеют университеты и наряду с ними — институты повышения квалификации, академии последипломной подготовки. Одни учат, другие на следующем этапе переучивают и переподготавливают. Почему нет связи? Почему этот процесс происходит не под одной крышей?
Могут ли в этих условиях руководители учреждений, подготовивших специалистов, учитывать опыт, получаемый выпускниками после распределения? Отслеживать, насколько востребованы знания, полученные в учреждениях образования, обеспечивающих подготовку специалистов? С учетом практики формировать модель специалиста и на этой основе разрабатывать учебно–методическую документацию? И совсем сложный вопрос: есть ли возможность в современных условиях оценивать труд преподавателя по результатам работы и востребованности его воспитанников?
Если бы молодой специалист, отработав в течение 3 — 5 лет, приезжал на повышение квалификации в родной университет, он бы информировал своих учителей, с какими трудностями столкнулся в практической деятельности, какие знания, полученные в вузе, оказались невостребованными. После анкетирования, в процессе общения с выпускниками совет вуза принимал бы решение о внесении изменений в учебные планы, программы. Разве это не способствовало бы улучшению качества подготовки специалистов на до– и постдипломном уровнях, повышению квалификации профессорско–преподавательского состава?
Ректор, профессорско–преподавательский состав должны с момента первого вхождения студента под своды высшего учебного заведения прослеживать судьбу специалиста, обучая его не на всю жизнь, а через всю жизнь.
Необходимо рассмотреть вопросы объединения или присоединения к университетам институтов, академий последипломного образования, чтобы обеспечить обратную связь.
— Преподаватель — ключевая фигура образовательного процесса. Однако результат этого процесса — подготовка специалиста для инновационной экономики — зависит и от эффективности функционирования всей системы. Каково ваше мнение о современном состоянии высшей школы? Каким должно быть инновационное образование, чтобы обеспечить необходимый уровень подготавливаемого специалиста?
— Система образования Беларуси впитала в себя лучшие традиции, которые были заложены советской системой образования. Эти традиции не утеряны, наоборот, по многим позициям преумножены. Судите сами: на сегодняшний день в республике на 10 тысяч населения приходится 400 студентов. Это один из лучших показателей в Европе. Он говорит об интеллектуальном развитии нации.
Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг, необходимо совершенствовать его качество. Качество образования определяется не только профессионализмом профессорско–преподавательского состава, но и профессиональной ориентацией студентов; материально–технической базой высшего учреждения образования; инфраструктурой управления; системой контроля качества знаний.
В образовании технократического общества духовность и профессионализм разорваны, в инновационном образовании человек — природа — общество — предприятие — учреждение — это единое целое. Мы с первого курса должны воспитывать будущего специалиста таким образом, чтобы он видел себя в реальном секторе экономики. Чтобы ставил перед собой цель: «Я сделаю лучше, я хочу, чтобы продукт, услуга, которые производятся сегодня, завтра были более конкурентоспособными». А мы по–прежнему видим диплом, но не специалиста. Что следует из этого постулата? Поступают абитуриенты, сдают экзамены, становятся студентами. И в течение пяти лет — это показывают и социологические исследования — крайне мало бывают на предприятиях. Исключение составляют лишь некоторые высшие учебные заведения. В частности, более тесной является эта связь в здравоохранении, в сельском хозяйстве, по отдельным техническим специальностям. Да и здесь ее следует укреплять с практикой.
Глубоко убежден, что обеспечение высокого профессионального уровня специалиста является производным от эффективной профориентационной работы. Необходимо усилить профориентационную работу в школах: заблаговременно знакомить учащихся с различными профессиями, уровнем оплаты и условиями работы в различных сферах деятельности, приглашать для этого специалистов–практиков с предприятий и организаций. Важно с первого курса вовлекать студентов в решение задач практической деятельности в конкретной профессиональной сфере. С первого года обучение должно вестись так, чтобы будущий специалист понимал, каким образом его предстоящая профессиональная деятельность будет связана с развитием отрасли, в которой он будет работать. В настоящее время введение в специальность часто носит формальный, затеоретизированный характер. Министерство образования делает все возможное, чтобы устранить этот недостаток. Но, к сожалению, часто приходится слышать от заказчиков: «Окончите вуз, придете на производство, научитесь». Отраслевые министерства должны в корне перестроить свое отношение к системе образования.
Студенту, будущему инженеру, еще на первом курсе при введении в специальность надо показать (если это, например, машиностроение), как осуществляется сборка автомобиля; что представляет собой труд мастера, начальника цеха, главного инженера, руководителя предприятия.
Экономическое образование. Будущий специалист должен знать менеджмент, банковское дело, таможенное дело; он должен освоить экономику промышленности, сельского хозяйства и т.д., в зависимости от того, какую специальность получает. Но для этого, кроме теоретической, нужна и хорошая практическая подготовка.
Будущий учитель — с первого курса должен получать практические навыки и умения работы в школе. «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться». Получается обратное. Два–три раза за время учебы побыл в школе. В результате после получения диплома молодого специалиста приходится переучивать.
Профориентация существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год, которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас — «не о том мечтали».
Ежегодно из–за неправильного выбора профессии отчисляются по собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых специалистов после окончания срока обязательной работы по направлению (два года) меняют род своих занятий, приобретают другую профессию. Период адаптации молодых специалистов на первом рабочем месте длится от 1 года до 3 лет. Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей.
Следует обратить внимание на повышение качества и эффективности учебных и производственных практик за счет максимального обеспечения студентов современными рабочими местами, привлекая к руководству практикой опытных, инициативных преподавателей со стороны вузов и специалистов со стороны предприятий.
У выпускников вузов должны быть сформированы компетенции гражданственности и патриотизма. В обсуждаемом контексте это означает воспитание потребности в решении социально значимых проектов, в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики.
К сожалению, существующая практика выполнения дипломных работ мало способствует решению этой задачи. Итоговая государственная аттестация включает государственный экзамен и защиту дипломного проекта или дипломной работы. Их основное предназначение — определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально–профессиональных задач. Однако лишь 1.607 дипломных проектов (работ) из 38.508 выполненных в 2007 году нашли практическое применение в экономике и социальной сфере.
Необходимо усилить практикоориентированность выполняемых работ путем увеличения их количества по заявкам предприятий и организаций. Следует шире привлекать к руководству дипломными проектами (работами) и их рецензированию специалистов–практиков. Важно использовать в дипломном проектировании современное производственное оборудование и инновационные технологии предприятий и организаций, филиалов выпускающих кафедр вузов на производстве.
Необходимо учесть и еще две особенности отечественного образования.
Первая — большое количество обучающихся на платной основе. В настоящее время в 53 высших учебных заведениях страны (43 государственных и 10 негосударственных) обучается порядка 400 тысяч студентов, из них 39% — за счет средств республиканского бюджета. На условиях оплаты обучается 243 тысячи студентов: в государственных вузах — 185 тысяч, в частных вузах — 58 тысяч. Более правильно сказать: 243 тысячи студентов частично оплачивают свое обучение. Оплата составляет около 60% стоимости подготовки специалистов. За последние 4 года она снизилась с 95,5% до 58,4%. Сегодня стоимость подготовки специалиста за счет средств бюджета на дневной форме получения высшего образования за вычетом стипендий и трансфертов составляет: 2.512–776=1.736 долларов США в год, стоимость платного обучения — 1.014 долларов США; средние специальные учебные заведения: 2.066–566=1.500 долларов США в год, платного обучения — 638 соответственно. Вообще, вопрос оплаты обучения — чрезвычайно важный, если учесть существенно возросшую нагрузку на материально–техническую базу учреждений образования.
Вторая — большое количество обучающихся заочно. Из 198,6 тысячи студентов–заочников (50% от общего числа) порядка 40 тысяч (25%) обучаются за счет средств бюджета, продолжая учебу по избранной специальности, 159 тысяч — на условиях оплаты (высшее образование — 452 доллара США в год и среднее специальное — 245 долларов США). У значительной части из них отсутствует связь с практикой, производством, а следовательно, трудно ожидать высокого качества подготовки.
О материально–технической базе вузов. Многое сделано в нашем государстве с 1994 года для укрепления материально–технической базы учреждений образования, но очень много предстоит еще и сделать. Главой государства поручено строительство современных новых комплексов, студенческих городков, в которых будут созданы комфортные условия для жизни и учебы. Практически во всех вузах страны ведутся строительство, реконструкция, капитальные и текущие ремонты учебных корпусов и общежитий, правда, не так быстро и качественно, как хотелось бы. Требует укрепления спортивная база, база досуга и отдыха. Пристального внимания заслуживает здоровье студентов.
Необходимо решить еще одну задачу. Лабораторное оборудование, на котором идет подготовка кадров, во многих вузах морально отстает почти на 30 и более лет от того оборудования, на котором будет работать будущий специалист на производстве. Учим летать на «кукурузнике», на заводе — МиГ–25, а в небе уже — МиГ–35... В одночасье приобрести в каждый вуз новое современное учебно–лабораторное оборудование невозможно. Для этого необходимы огромные средства. Выход один — размещение на базе наиболее передовых предпр