А музыка звучит

Президент поздравил народного артиста СССР Игоря Лученка с 80–летием.

— Ваша многогранная плодотворная деятельность, известная широкому кругу слушателей, стала визитной карточкой Беларуси, вобрала в себя лучшие черты национальной культуры, вознесла белорусскую песню на вершину профессионального мастерства, — говорится в поздравлении.

Президент констатировал, что на протяжении десятилетий самоотверженного труда на должности председателя Белорусского союза композиторов Игорь Лученок прикладывает много усилий ради существования и дальнейшего развития отечественной композиторской школы.

— Написанные вами музыкальные произведения отличаются проникновенной мелодичностью, глубиной и лиричностью, украшают репертуар певцов разных поколений, — отметил Александр Лукашенко.

*  *  *


Где–то в середине 90–х прошлого столетия мне довелось принимать участие в телевизионном конкурсе белорусской эстрадной песни «Зорная ростань». Тогда впервые я встретилась с народным артистом Беларуси и СССР, автором всенародно любимых песен, композитором Игорем Лученком. Послушав меня, а исполняла «Мой родны кут», он сказал: «Правильно, петь нужно душой. Иначе тебя никто не услышит». Никогда бы не подумала, что спустя столько лет мне представится возможность вновь увидеться с Игорем Михайловичем накануне 80–летнего юбилея, но уже в его доме.



Тихая и спокойная обстановка располагала к общению, и я осмелилась напомнить его совет, данный когда–то мне. Он задумался на минуту, потом улыбнулся и сказал: «Да, и в сочинение, и в исполнение нужно вкладывать всю свою душу, и никак иначе». Поначалу, под его пристальным оценивающим взглядом, я немного растерялась, позабыв, с какого же вопроса собиралась начать беседу. На помощь пришла супруга композитора, Александра Григорьевна:

— У нас практически каждый день гости. В этом году так и вовсе встречи и мероприятия идут потоком. Ездили на фестиваль в Молодечно, где проходили его авторский вечер и концерт. Потом были «Славянский базар» и концертный зал «Минск», Игорь возглавлял жюри на одном из конкурсов…

— Может, это и хорошо? — вступаю в разговор. — Значит, люди любят, помнят, уважают и ценят.

— А вот вы спросите, сколько ему лет? Он вам тут же ответит — 27! О другом возрасте даже думать не хочет.

Маэстро мне заговорщицки улыбнулся и пригласил продолжить беседу за чашкой чая.

— Игорь Михайлович, вы родились в Минске, но долгое время жили в Марьиной Горке. Какой город считаете своей малой родиной?

— Возьму масштабнее — СССР. Мне жаль, что такого государства уже нет на карте. Я люблю столицу, она для меня родная. Но возвращаюсь сердцем и мыслями и в Марьину Горку, к ней тоже испытываю теплые чувства. По возможности стараюсь бывать там. До сих пор сохранился деревянный родительский дом моего деда — он после войны, представьте, перевез его из деревни Язовки Червенского района.

— Вы родились под созвездием Льва, огненного знака. Это как–то помогало или мешало в жизни?

— Скорее, двигало вперед, преодолевая все препятствия. Творчество — это тернистый и долгий путь. Моей поддержкой и опорой всегда была и остается жена.

Игорь Михайлович с женой Александрой Григорьевной, сыном Андреем и дочерью Светланой

— Вам приносят стихи. Каким образом их отбираете? Есть какие–то критерии?

— Критерий один — поэзия должна брать за сердце. Приведу в пример строчки уже известной песни: «Я когда–нибудь оставлю все дела и куплю билет до дальнего села. До приречных круч, где молодость прошла, до калины, что под окнами цвела…». Чувствуете, как цепляет? Мне показывали много стихов. Думали: принесу слова, а он даст мелодию. Да, я могу ее дать, пожалуйста, но напишу на таком же автомате, как  было написано стихотворение. И разве это станет песней? Я же подхожу избирательно, строго. Например, моя совместная с Григорием Петренко «Хатынь». Она берет за душу, мурашки по коже. Точно такие же чувства испытывал, когда писал ее. Или возьмите исполненные Виктором Вуячичем «Соловьи Хатыни». Нельзя забывать, какой ценой нам досталась наша жизнь под мирным небом.

— А мелодия легко рождается?

— А она живет во мне постоянно. Никуда не уходит, все время звучит в голове. Я и сейчас могу выдать что–нибудь с ходу.

— Было время, когда у вас чаще рождались патриотические песни — «Письмо из 45–го», «Песня о Кирове», «Песня о Дзержинском», «Майский вальс»… Но лирические не чужды. А что ближе?

— Я бы определил это так — лирическая патриотика. Как, например, «Жураўлі на Палессе ляцяць», «Мой родны кут», «Спадчына»… И, конечно, важна тема любви. Без этого чувства человек, считаю, не может жить. Мне очень больно, что ушли из жизни Алесь Ставер, Владимир Мулявин. Как только познакомились с Мулявиным, сразу одна за другой стали рождаться песни, мы записали ценный сборник. Стихи Алеся я принял сразу, как прочитал. Он когда–то мне в шутку сказал: «Мы с тобой, Игорек, классики».

— Но это действительно так. На ваших песнях выросло не одно поколение, они звучат до сих пор. А как относитесь к тому, что ваши хиты перепевают не только профессиональные артисты?

— Я только рад. Это значит, что они создавались не зря. Сейчас зачастую песни не пишут, а штампуют. Все направлено на зарабатывание денег. Это стало бизнесом. О глубоком смысле стихов и мелодии мало кто задумывается.

— А кто ваш первый слушатель? Кто ставил первую оценку?

— Моя жена, часто она же и первый исполнитель. Имеет музыкальное образование, окончила вокальное и теоретическое отделения. До сих пор преподает музыкальную литературу и сольфеджио в детской музыкальной школе имени Глебова. Мы вместе уже 53 года.

С Владимиром Мулявиным

— Вы задумывались над тем, от кого передался вам уникальный дар?

— Все же это отцовское наследие. Он очень любил музыку, имел абсолютный слух. В деревне сам мастерил скрипки, прекрасно освоил этот инструмент. Был артистом первого театра Владислава Голубка. Ездил по всей Беларуси. Отец всячески способствовал моему музыкальному образованию, хотя у него и в мыслях не было, что я стану композитором. Сначала научил меня играть на цимбалах, затем пошли другие инструменты. После войны  купил мне немецкое фортепиано, оно до сих пор стоит в родительском доме. Не было денег, чтобы сразу рассчитаться, приходилось одалживать и  переодалживать. Потом привез из Сальска старинную напольную физгармонию 1863 года. Я и сейчас на ней могу сыграть, хотя нужны силы, чтобы нажимать на педали.

— И своим детям передали музыкальный талант?

— Дочь Светлана пианистка, работает концертмейстером в университете культуры. Для ее занятий пришлось покупать второе фортепиано. На моем постоянно то я играл, то мои друзья. Соседи иногда говорили: «Ох, эти шумные Лученки». У сына Андрея тоже есть музыкальные слух и вкус. Но он пошел в другую область, стал юристом. Внук — экономист.

— Что лично вы считаете своим высшим достижением?

— Любовь и дружба. Я горжусь, что дружил с Владимиром Мулявиным, Петром Машеровым, Фиделем Кастро… Фидель мне говорил: «Ты такой же мятежный, как и я».

— Игорь Михайлович, когда–то в интервью вы сказали, что уже лет 30 не празднуете день рождения. Почему?

— Сам нет, но для меня праздник устраивают мои родные, близкие и друзья. Я не люблю ресторанов, всяких пиршеств. Абсолютно непритязателен в подарках. Главное — внимание. В июле на «Славянском базаре» мне его столько подарили! Эмоции просто переполняли.

— Празднования его дня рождения обычно продолжается недели две, — улыбаясь, уточняет Александра Григорьевна, — столько друзей! Одни уходят, другие приходят. Игорек только принимает поздравления, я же отвечаю за подготовку, забот немало.

С Игорем Михайловичем общались долго. Вспоминали его военное детство, говорили о музыке… Договорились, что приду к нему на следующий юбилей. Конечно, мне хотелось услышать его живое исполнение, но попросить все не решалась. И вдруг он предложил сам. Сначала хотел сесть за отцовскую физгармонию, но потом подошел к роялю. И в канун его юбилея даже предположить не могла, что сама получу от любимого композитора подарок — под аккомпанемент маэстро спела по одному куплету песен «Жураўлі на Палессе ляцяць» и «Мой родны кут». Окончив играть, Игорь Михайлович помолчал минутку и заключил: «Это все от Бога, не от меня»...

К сведению

Родственники и друзья, поэты и композиторы, известные исполнители и медийные персоны собрались вчера  в Республиканском доме молодежи, чтобы сказать юбиляру теплые слова. Каждый подготовил для маэстро сюрприз: кто–то принес корзину цветов, кто–то — двухъярусный торт. Гости из Марьиной Горки — малой родины композитора — привезли огромный букет алых роз. 

Одним из главных подарков в этот вечер стал золотой значок Белорусского республиканского союза молодежи, который вручил юбиляру первый секретарь ЦК БРСМ Дмитрий Воронюк:

— Игорь Лученок собрал всю коллекцию комсомольских наград: стал лауреатом премии Ленинского комсомола Белоруссии в 1967 году и премии Ленинского комсомола — в 1972–м. Но высшего знака отличия БРСМ — «Золотого значка» — у маэстро не было. Хотелось бы поблагодарить Игоря Михайловича за его труд, за то, что он вкладывает в каждую мелодию свою душу. Спасибо вам за песни, на которых выросло не одно поколение молодых ребят.

chasovitina@sb.by

Фото из семейного архива.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter