Яркая особенность сервисной экономики — ее консалтинговая надстройка способна из любого бизнес-процесса сделать вопрос неимоверной важности и сложности. Возьмем простой банальный пример: торговля и сбыт. В былые времена, в прошлом веке, «купцы» работали ярко и просто: поехали, купили, выставили на прилавок — продали. Так трудились и в советской экономике и, по большому счету, в западной. Единственное, в последней рекламы было побольше.
А сейчас банальная продажа самых элементарных, базовых товаров превращается в какую-то стратегическую операцию. Просто выставить на прилавок молоко или помидоры неинтересно. Нужно выработать сбытовую стратегию. А для этого необходим менеджер по категории. И не один, а несколько со своей специализацией: логистикой, изучением внешнего и внутреннего рынка, формирования скидочных программ и так далее и тому подобное. А потом подключаются sale, которые бегают по возможным торговым компаниям и другим потребителям продукции. Мерчандайзеры носятся по торговым точкам и контролируют выкладку товара и в целом соблюдение райдера, который у брендовой продукции иной раз мало уступает требованиям средней популярности эстрадного исполнителя. Плюс есть сторонние эксперты, дизайнеры, маркетологи и еще много-много кого, разрабатывающих выкладку, колдующих над этикетками и другими мелочами. И со стороны ретейла действует такая же армия спецов, которые коммуницируют с коллегами из компаний-поставщиков. А так ли уж они значимы — все эти многочисленные нюансы, которыми обросли самый обычный помидор или бутылка молока?
Консультанты забросают меня за отступничество от «мировых трендов» многочисленными исследованиями, монографиями, учебниками и пособиями… Набросится целая орда бизнес-тренеров, которые профессионально отточено занимаются просвещением в этой области. Правда, у многих отсутствуют даже базовые знания по педагогике. А немалое количество и экономического диплома даже средней руки не имеют. По большому счету, их выступления, если критично разобраться в сути, представляют собой оригинальный эстрадный жанр. Что-то типа stand-up, но по бизнес-тематике. Загрызут, если высказать даже сомнение о их ценности и полезности. Правда, четко — на цифрах, а не «ощущениях», — эффективность всей этой надстройки доказать никто не может.
Штука-то в том, что все эти специалисты широкого профиля, которые обеспечивают продажу уже упомянутого помидора, получают зарплату, у них есть рабочие места, нередко — служебный транспорт… Издержки, издержки и еще раз издержки, которые ложатся в цену опекаемого ими овоща. Да, в результате всех хитросплетений розничная торговля превращается в квест: со скидками, программами лояльности, распродажами, суперраспродажами… Как у Жванецкого: вчера по пять, сегодня — по три… А завтра — снова по пять. Поход в магазин превращается по накалу страстей в биржевую спекуляцию. Уже появляются мобильные приложения для контроля потребительских расходов и их анализа. Не вооруженному вычислительной техникой среднестатистическому человеку сложно уже понять, сколько и как он тратит в продуктовом магазине у дома.
Торговля — это искусство! Кто сказал и говорит — примерно знаем. А доказательства? Вот их хотелось бы услышать. И есть ли они? Зачем усложнять простые процессы и формировать армию спецов сомнительной эффективности? Пускай живут и здравствуют, но готовы ли потребители оплачивать их интеллектуальные упражнения? В доказательство своей правоты приведу пример: к нам во двор раз в неделю приезжает фермер из Столинского района. Привозит качественную, свежую и вкусную продукцию. И безо всякой рекламы, маркетинга и другой мишуры продает за день (иногда быстрее) микроавтобус своей снеди. Правда, цены у него ниже, чем в сетевой торговле. Иногда очень даже существенно. Вот вам и весь маркетинг. И когда мы говорим об инфляции и ценовой справедливости, не логично ли разобраться в эффективности неких бизнес-процессов, которые выстраиваются в длиннейшую цепочку? Нужна ли она? И не надо пугать безработицей. В промышленном секторе большой недобор рабочих рук. Никто без куска хлеба не останется.
volchkov@sb.by