О Федоре Михайловиче Достоевском, 200‑летие которого все читающее человечество отмечает 11 ноября, в наши дни доступен такой могучий массив информации, которому подивился бы и сам великий писатель. Немало сведений имеется и о белорусских следах в его биографии, впрочем, именно в генеалогии Достоевского до сих пор наличествуют недоступные пока исследователям подробности.
Хранитель фондов литературно-краеведческого музея в агрогородке Достоево Валентина Пуцыкович.
В некоторых жизнеописаниях, правда, можно прочитать и о том, что классик, дескать, ничего не говорил о своих предках и никогда не прибегал к генеалогическим аргументам. В реальности он имел достаточно четкое представление о фамильных корнях. Вдова писателя Анна Григорьевна в 1897 году писала в Минскую губернию священнику А. Кульчитскому: «Мой покойный муж Федор Михайлович Достоевский много раз говорил мне, что его род происходит из Литвы от пинского маршалка Достоевского, избранного в сейм в 1598 году. Петр Достоевский и его потомки жили в Достоеве». Упомянутая в таком контексте Литва обозначает тогдашнюю принадлежность этих мест Великому Княжеству Литовскому.
Достоево же, ныне агрогородок в Ивановском районе Брестской области, обрело европейскую известность после того, как дочь классика Любовь Федоровна Достоевская (1869—1926) в 1920‑м выпустила книгу на немецком языке, первая глава которой именовалась «Происхождение рода Достоевских»: «С отцовской стороны семья была литовского происхождения... Предки моего отца происходили из Минской губернии, где недалеко от Пинска и по сей день существует место, называющееся Достоево, бывшее имение отцовской семьи. Когда‑то это была самая дикая часть Литвы, почти сплошь покрытая непроходимыми лесами; вокруг Пинска на необозримом пространстве простирались болота. Достоевские были шляхтичами и принадлежали к «Гербу Радвана», что означало, что они были знатными, шли на войну под знаменем своего покровителя Радвана и имели право носить его герб».
И сам Достоевский, и его близкие после его смерти имели далеко не самые подробные сведения о начальном этапе семейной родословной. Это позволяло попытаться усомниться в том, что корни Федора Михайловича из той шляхты, что владела Достоево. Именно так и поступил известный польский журналист, политик и писатель Станислав Цат‑Мацкевич (1896—1966) в своей яркой книге «Достоевский», выпущенной в ПНР изрядным тиражом в 1957 году и изданной в русском переводе в 2021‑м усилиями Фонда «Российско‑польский центр диалога и согласия». Этот родившийся в Петербурге и окончивший русскую гимназию в Вильно знаток творчества писателя был самым настоящим литовским шляхтичем, и в ХХ веке залихватски съедавшим за обедом сразу два первых блюда. Польский автор категорически отказывался состоять в одной дворянской корпорации с человеком, которого он считал исключительно русским классиком. Цат‑Мацкевич спорил с Любовью Достоевской и уверял: «Мне очень жаль, но я не верю, чтобы литовская шляхта могла упоминать о гениальном русском как об одном из своих... Достоевский, ненавидящий католицизм и поляков, обращается к тем Достоевским герба Радвана, чтобы хоть немного позолотить себе колыбель».
Филолог из Минска, доцент БГУ Дмитрий Башкиров, принявший активное участие в составлении хроники рода, обнаружил архивные материалы, которые с большой долей уверенности позволяют говорить о местном белорусском происхождении предков писателя. Удалось установить, что у основателя рода Данилы Ивановича был брат Григорий Иванович Иртищевич Бруяка, а их мать звалась Татьяна Ивановна Ртищевичевая. Башкиров полагает также, что Достоево в 1506 году могло быть не подарено Даниле Ивановичу, а стало частью его наследства.
Изыскания в прошлом Достоевских из Достоева продолжаются, и самым проблемным остается XVIII век, не позволяющий уверенно прочертить линии родословной, недостающие до полного воссоздания генеалогического древа. Но при этом вполне понятны мотивы, по которым предки Федора Михайловича, переселившиеся с белорусского Полесья на Волынь, перешли из шляхетского в духовное сословие. Главная причина тут — бедность, подкосившая не одну гордую шляхетскую фамилию. Духовная карьера, которую избрали ставшие униатскими священниками прадед Достоевского Григорий и его дед Андрей, была вполне надежным в трудные времена средством сохранения социального благополучия. Утраченное же дворянство с появлением родных мест Достоевских в пределах Российской империи можно было выслужить, что и совершил отец писателя в 1828 году. Федор Михайлович же помнил о своих старинных шляхетских корнях и именно их считал своим истинным дворянством.
И все дороги всех Достоевских уверенно ведут в Достоево, где славную фамилию и ее великого представителя в наши дни помнят и почитают.
Юрий Борисенок
rodina2001@mail.ru
Фото БЕЛТА