Апрель – самое подходящее время для активного велодвижения и всемирной акции «30 дней на велосипеде». В каждой точке Земли спортивные и не очень, молодые и крайне опытные, усиленно работающие и находящиеся на отдыхе юноши, барышни, а в некоторых случаях даже их собаки и кошки активно используют велосипед в качестве средства передвижения, физической нагрузки и морального удовольствия. Суть акции проста: на протяжении всего апреля нужно хоть пару метров, но обязательно раз в день провернуть педали вокруг их трудовой оси, невзирая на холод, дождь или палящее солнце. SB.BY – за здоровый образ жизни! Поэтому крутим педали все 30 дней апреля.
Сегодня у меня выездное «колесное» интервью. Но на этот раз – с представителем другого рода двухколесных транспортных средств. Света – велосипедист со стажем, а вот уверенная самокатчица – второй месяц. Сравнили ощущения, выразили свое недовольство по поводу высоты бордюров и выяснили: обе хотим, чтобы были отдельные полосы подальше от пешеходов.
Это было похоже на синхронное катание: мы со Светой останавливали свои транспортные средства возле одних и тех же бордюров.
– Вот видишь, желание иметь плавные съезды у нас общее, – усмехнулась Света. – По техническим характеристикам мой электросамокат должен преодолевать бордюры в четыре сантиметра. На практике и более низкие вызывают дискомфорт.
Ну кто из нас хоть раз ни погрозил кулаком в спину проезжающему самокатчику? Меня один такой парень здорово вчера подрезал на светофоре. Но, слушая Свету, задумываюсь: а может, он так размашисто искал более плавный въезд на тротуар? Резкий и быстрый, он все равно был не прав, но сама девушка недавно попала в похожую ситуацию, нарушив неписанное правило – на тротуаре держаться правой стороны:
– Я переезжала выезд со двора в месте, где более низкий бордюр, получилось максимально левое положение. Передо мной шли пешеходы, по правой стороне также шли пешеходы, я притормозила. Смотрю, навстречу едет велосипедист. Я специально двигалась за пешеходами слева, потому что, если бы я вырулила на правую сторону, нужно было бы увеличить скорость, объехать «правых» пешеходов и выехать лоб в лоб с велосипедистом.
Вот и думай, почему самокатчиков носит туда-сюда по тротуару иной раз. Может, и не из вредности они восьмерки выписывают. А еще оказывается, самокаты не так маневренны, как велосипеды, и сложнее поддаются управлению. Руку от руля, чтобы показать направление движения, самокатчики оторвать не могут. Иначе улетят вслед за показанной траекторией. Впрочем, не так пугает траектория, как скорость передвижения этих средств персональной мобильности:
– У моего самоката максимальная скорость движения 25 километров в час. Я специально выбирала такой, чтобы случайно не нарушать ограничений. Есть нюансы по передвижению: скорость фиксируется на некоторых самокатах автоматически, а тормозной путь длиннее, чем у велосипедов. Но это все меркнет по сравнению с человеческим фактором. Это я опытный человек, посмотревший на движение по улицам с разных транспортных средств. А подростки? Студенты, взявшие прокатные самокаты? У них главная задача – погонять. В прошлом году в центре попадалось много самокатчиков, которые в темноте быстро едут и не включают фонари. Либо те очень тусклые – и не сразу их видишь. А значит, несут дополнительную опасность. Вот тогда и понимаешь, почему при виде тебя люди заранее «отскакивают» – уже был неприятный опыт общения с самокатчиками. А ведь поведение на тротуаре зависит от людей, их опыта и отношения к окружающим.
Подробности нашего со Светой разговора вы сможете узнать в ближайших номерах «Народной газеты». Но сошлись мы в одном: нам нужны отдельные от пешеходов полосы, чтобы все передвигались безопасно. Не очень честно по отношению к пешеходам, что они должны на своей безопасной территории поминутно дергаться от шуршания шин по тротуарной плитке. Но нечестно и по отношению к нам не давать дорогу двухколесным средствам передвижения.
Кстати, пешеходам мы сегодня вовсе не мешали, да и они нам тоже. А вот голуби совершенно не давали прохода и почти «отжали» у меня велосипед. Уже который год они наводят на меня ужас. Вот едешь ты, никого не трогаешь, коты и собаки разбегаются перед тобой, а этот «чешет» наперерез уверенной и наглой походкой с решимостью покончить с жизнью под колесами велосипеда. Я оттормаживаюсь как на мотосоревнованиях, но еще ни одну птицу не покалечила! Хотя не скрою: очень хотелось. Все это я вспоминала, морщась на голубя, занявшего мое транспортное средство. Вот что я вам скажу: эти птицы еще и телепаты. Голубь сразу понял все, что я думаю о нем, и выразил свое отношение самым доступным образом. В общем, поехала отмывать корзинку...
Осознание велодня: важно не средство передвижения, а тот, кто за его рулем.